Тайну смерти Ленина охраняют от врача

В Росархиве объяснили причину продления срока секретности для дневников докторов вождя

Росархив объяснил продление срока ограничения доступа к дневникам дежурных врачей Владимира Ленина охраной врачебной тайны. Документы были засекречены после смерти вождя на 75 лет — до 1999 года, затем срок секретности был продлен еще на 25 лет. В пятницу суд рассмотрит иск врача-гериатра Валерия Новоселова о снятии грифа секретности с документов. В прошлом году ему удалось получить дневники для изучения, а о продлении срока секретности он узнал случайно.

Фото: Юрий Мартьянов, Коммерсантъ

В пятницу Замоскворецкий районный суд Москвы рассмотрит иск главврача АНО «Научно-медицинский геронтологический центр», гериатра и невролога Валерия Новоселова к Росархиву о незаконности продления срока ограничения доступа к дневникам дежурных врачей и санитаров Владимира Ленина, истекшего в 1999 году. Господин Новоселов просил доступ к дневникам в 1992 году, но ему отказали, а в 2017 году Российский госархив социально-политической истории предоставил такую возможность. Лишь через несколько недель работы с документами ученый узнал, что доступ к ним по-прежнему ограничен (см. “Ъ” от 3 марта 2018 года).

В Росархиве ответили на запрос “Ъ” о причинах продления секретности: с такой просьбой обратилась племянница вождя, дочь его брата Дмитрия Ольга Ульянова.

«Исходя из принципа сохранения врачебной тайны, Росархив счел возможным удовлетворить ее просьбу об ограничении доступа к документам о ходе болезни и лечении В. И. Ульянова (Ленина), действуя в соответствии с действовавшими тогда положениями частей 2 и 3 ст. 61 Основ законодательства РФ об охране здоровья граждан, утвержденных решением Верховного Совета РФ 22.07.1993 №5487–1»,— говорится в ответе. В агентстве пояснили, что этими положениями «не допускается разглашение сведений, составляющих врачебную тайну, в том числе после смерти человека, лицами, которым они стали известны при обучении, исполнении трудовых, должностных, служебных и иных обязанностей». Эти же фразы содержатся сейчас в ст. 13 ФЗ-323 от 21 ноября 2011 года «Об основах охраны здоровья граждан в РФ», подчеркнули в Росархиве. В агентстве добавили, что с согласия законного представителя допускается разглашение врачебной тайны «в целях проведения научных исследований, их опубликования в научных журналах».

Руководитель представляющей ученого в суде правозащитной группы «Команда 29» Иван Павлов пояснил “Ъ”, что доступ к документам, переданным в Архивный фонд, регулируется специальным нормативным актом. В 1999 году это были Основы законодательства РФ от 7 июля 1991 года №534–1 «Об Архивном фонде РФ и архивах». Поэтому Росархив должен применять положения этого нормативного акта, а не общие положения об охране врачебной тайны, считает юрист. «Законодательство об Архивном фонде четко говорит, что ограничения в использовании подобных документов устанавливаются на срок 75 лет с момента создания. Возможности продления этого срока закон не предусматривает»,— пояснил господин Павлов.

Рассекречивание дневников может поставить точку в споре о причине смерти Ленина, утверждает врач-гериатр, первым из исследователей прочитавший записи. Он напоминает, что есть две версии: атеросклероз сосудов головного мозга в клинической форме в виде инсультов и сифилис мозга. «Я, как врач, могу сказать: пациент умер от того, от чего его лечили»,— говорит господин Новоселов. По его словам, в дневниках нет диагноза, но есть упоминания, какие препараты давались пациенту. Сейчас врач пишет книгу и ждет выхода научных статей на эту тему.

Анастасия Курилова

Фотогалерея

«Нас помнят, пока мы мешаем другим»

Смотреть

Вся лента