Дефицит как двигатель торговли
Снижение предложения российских евробондов повысило спрос со стороны западных инвесторов
По итогам трех месяцев российские компании заняли через еврооблигации $4,4 млрд, что на четверть меньше показателя годичной давности. Снижение активности эмитентов произошло из-за ухудшения рыночной конъюнктуры, вызванного опасениями повышения ставки в США и ростом геополитической напряженности вокруг России. Впрочем, иностранные инвесторы компенсируют снижающийся спрос со стороны российских банков.
Предварительные данные агентства Cbonds свидетельствуют о том, что корпоративные заемщики сократили активность на первичном рынке еврооблигаций. В марте они привлекли менее $1 млрд, что на четверть меньше показателя февраля и в четыре раза меньше, чем годом ранее. Всего за первый квартал российские компании и банки привлекли на публичном внешнем рынке более $4,4 млрд. Однако этот результат оказался на $1,35 млрд меньше показателя начала 2017 года.
Начало года не обещало снижения активности российских эмитентов. В январе на фоне возвращения стоимости нефти к максимумам 2014 года и рекордно низких ставок компании заняли на внешнем рынке рекордные для этого месяца $2,25 млрд. Однако в следующем месяце показатель снизился почти вдвое. По словам главного аналитика долговых рынков БК «Регион» Александра Ермака, конъюнктура рынка ухудшилась на фоне резкого роста волатильности на западных фондовых рынках и роста доходности гособлигаций США из-за возникших ожиданий резкого ужесточения денежно-кредитной политики ФРС. «С начала февраля на рынке наблюдается некоторое расширение спредов, в основном по причинам глобально-экономического характера. В этих условиях у эмитентов, рассматривающих разные инструменты для снижения стоимости заимствований, появляется стимул или повременить с размещениями, или рассмотреть иные способы рефинансирования»,— отмечает старший аналитик Sberbank Investment Research Алексей Булгаков. В таких неблагоприятных условиях Государственная транспортная лизинговая компания была вынуждена перенести свое размещение.
Впрочем, в конце февраля рынок российских еврооблигаций получил временную поддержку со стороны международных рейтинговых агентств. Standard & Poor`s после трехлетнего перерыва повысило рейтинг РФ и ряда компаний до инвестиционного уровня. Благоприятным моментом воспользовался «Газпром», разместивший в течение двух недель два займа (в швейцарских франках и евро), а также РФ, разместившая новый выпуск еврооблигаций. «Однако позитивная реакция была недолгой и в середине марта на фоне роста геополитических рисков повышение доходности еврооблигаций продолжилось»,— отмечает Александр Ермак.
Несмотря на ухудшение рыночной конъюнктуры, иностранные инвесторы охотно покупают долговые инструменты российских эмитентов. По оценкам Алексея Булгакова, для эмитентов, которые раскрывали структуру спроса по размещенным в первом квартале 2018 года бумагам, на российских инвесторов приходилась доля 20% выпуска против 30–35% в 2016–2017 годах. «Сокращение локального спроса на валютные бумаги объясняется как снижением их доходностей, так и сокращением валютных пассивов российских банков — основной категорией инвесторов в еврооблигации (постепенное погашение внешней задолженности крупными банками, сокращение валютных депозитов крупными компаниями, прежде всего "Роснефтью" и "Газпромом")»,— поясняет господин Булгаков.
В ближайшие месяцы участники рынка не исключают восстановления активности российских эмитентов. По словам старшего аналитика по макроэкономике и долговым рынкам «Атона» Якова Яковлева, «если базовые ставки будут оставаться стабильными, можно ожидать роста предложения, компании попытаются воспользоваться благоприятной ситуацией, учитывая, что в долгосрочной перспективе стоимость заимствования все-таки будет расти».