Электронные следы подкрепили биологическими

Дело о теракте в Санкт-Петербурге готовят к суду

Как следует из материалов уголовного дела, теракт 3 апреля прошлого года в метро Санкт-Петербурга, при котором 15 человек погибли, а еще более 100 получили ранения, мог быть совершен дистанционно. Согласно этой версии, предполагаемый смертник, уроженец Киргизии Акбаржон Джалилов, должен был доставить бомбы в огнетушителях на места будущих терактов, очевидно, не зная, что его взорвут.

Фото: Дмитрий Лебедев, Коммерсантъ

Во вторник официальный представитель СКР Светлана Петренко сообщила о том, что расследование уголовного дела о теракте (ст. 205 УК РФ) в метро Санкт-Петербурга находится в завершающей стадии. По ее словам, следователям удалось установить всю цепочку лиц, причастных к совершению преступления, включая заказчика, организатора и исполнителей. Большинство из этих людей не были лично знакомы между собой, поддерживая связь по мессенджерам, однако полученные данные о соединениях абонентов и их переписка, так называемые электронные следы, как отметила госпожа Петренко, позволили в считанные дни вычислить всех предполагаемых участников преступления.

В конце апреля—начале мая 11 фигурантам расследования, отметили их адвокаты, следователи собираются предъявить обвинение в окончательной редакции, после чего фигуранты расследования и 117 потерпевших по делу начнут знакомиться с материалами расследования. В громком деле, отметим, материалов оказалось немного — всего 20 томов.

Из обвиняемых пожизненные сроки грозят предполагаемому организатору преступления Аброру Азимову и Бахраму Эргашеву, другу Акбаржона Джалилова. Он жил с ним в арендуемой квартире в Санкт-Петербурге, где были изготовлены взрывные устройства в корпусах автомобильных огнетушителей, начиненные шариками от подшипников. На корпусе огнетушителя и внутри бомбы, которую Джалилов оставил на станции метро «Площадь Восстания» (устройство обезвредили саперы Росгвардии), были обнаружены биологические следы. ДНК-экспертиза установила, что они принадлежат Эргашеву, который, по данным следствия, участвовал в сборке как минимум одной бомбы.

Со второй бомбой в рюкзаке Акбаржон Джалилов сел в поезд. Взрыв произошел на перегоне между станциями «Технологический институт» и «Сенная площадь». Его жертвами стали 15 человек, еще более сотни получили ранения. По словам адвокатов обвиняемых, в материалах дела сообщается, что это был не самоподрыв Джалилова. Якобы эксперты установили, что СВУ было приведено в действие дистанционно — по телефону. В СКР комментировать эту версию не стали. Адвокаты же полагают, что Джалилов, очевидно, должен был доставить СВУ на места будущих терактов и оставить там. «Возможно, он даже не предполагал, что его взорвут»,— отметил собеседник “Ъ”. Кто именно из обвиняемых привел в действие бомбу, следствие защите пока не конкретизировало. Роли остальных участников террористического подполья также до конца непонятны. По некоторым данным, брат Аброра Азимова Акрам собирал деньги на подготовку теракта. Его заказчиком выступал лидер запрещенной в РФ террористической группировки «Таухид валь-Джихад» Сирожиддин Мухтаров по прозвищу Абу Салах аль-Узбеки. С 2016 года он находится в международном розыске. По версии следствия, таким образом аль-Узбеки хотел отомстить за участие России в действиях против террористов в Сирии. Роли остальных обвиняемых, очевидно, являлись второстепенными — они были пособниками террористов.

Во вторник в Мосгорсуде, продлившем аресты фигурантам дела о теракте до июля этого года, все они отрицали свою вину. Например, Шахиста Каримова в очередной раз рассказала суду, что при задержании в Подмосковье сотрудники ФСБ отвели ее в отдельную комнату, а когда вернули, то в ее сумке нашли гранату и запал к ней. Запал ей якобы засунули под мышку, а гранатой провели по волосам, чтобы оставить на них ее биологические следы. «Я не принимала участия в том, в чем меня обвиняют»,— заявила мать троих детей. При этом даже адвокаты не рассчитывают, что кто-то из 11 обвиняемых будет оправдан судом.

Алексей Соковнин

Вся лента