Частный бизнес растет на дорожных штрафах
«МВС Груп» начала зарабатывать на подмосковных камерах
“Ъ” выяснил, сколько зарабатывает частный бизнес на системе фотовидеофиксации нарушений ПДД. ООО «МВС Груп», два года назад заключившее концессионное соглашение с подмосковными властями на поставку и обслуживание чуть более тысячи придорожных камер, впервые получило из регионального бюджета около 250 млн руб. за полгода работы. Компания получает 233 руб. с каждого оплаченного нарушителем штрафа. Выплаты концессионеру будут расти: уже в апреле власти подключат к системе фотовидеофиксации около 500 новых комплексов. В других регионах практику привлечения частного капитала для установки камер пока изучают.
Министерство транспорта Московской области представило “Ъ” информацию о выполнении концессионного соглашения, которое было заключено в 2016 году с ООО «МВС Груп». Компания должна установить в Подмосковье около 1 тыс. комплексов фиксации нарушений ПДД и обслуживать их (инвестировав в общей сложности 4,9 млрд руб.) в течение десяти лет, фиксируя нарушения и отсылая фотоматериалы в ГИБДД.
По условиям контракта компания получает 233 руб. с каждого оплаченного штрафа (независимо от его номинала). Фиксированная сумма поступает из бюджета и после наложения на нарушителя санкций — например, за выезд на встречную полосу (штраф 5 тыс. руб.) и за превышение скорости (штраф 500 руб.).
С июля по декабрь прошлого года («МВС Груп» уже приступила к выполнению контракта) в подмосковный бюджет поступило более 337 млн руб. за счет оплаты штрафов, рассказали “Ъ” в областном минтрансе, из них 254 млн руб. «перечислено концессионеру». Эта сумма, пояснили в ведомстве, покрывает затраты компании на модернизацию камер (установленных в области до заключения соглашения), затраты на отправку «писем счастья» по почте нарушителям и на обеспечение кредитов, а также обеспечивает «доходы концессионера».
Впоследствии поступления в адрес «МВС Груп» вырастут. Сейчас в рамках концессии на подмосковных дорогах установлено 1011 стационарных комплексов (до этого нарушения фиксировали всего около 200 камер), рассказали в Минтрансе, но постановления в ГИБДД выносят пока только по материалам 639 из них, остальные переведут в рабочий режим в апреле. Мобильных комплексов (белые микроавтобусы с двумя крупными боксами на крыше и надписью «МВС Груп») в парке компании 200, но применяются только 50, остальные также приступят к работе в этом месяце. Интересно, что ранее, по соглашению, «МВС Груп» должна была установить еще и 100 камер по контролю железнодорожных переездов, но от этих планов отказались.
80% «МВС Груп», по данным «Картотека.ру», владеет ООО «Системы безопасности», которое, в свою очередь, принадлежит УК «Трансфингруп» (среди акционеров — близкий к РЖД НПФ «Благосостояние») и совладельцу телекоммуникационной компании «Максима телеком» Сергею Асланяну. 20% «МВС Груп» принадлежит некоему Иосифу Шальмиеву.
Московская область, напомним, стала одним из первых регионов, применивших концессию для привлечения средств в отрасль фотовидеофиксации нарушений: до сих пор такая схема использовалась в основном для строительства платных дорог, в то время как приборы контроля закупались на бюджетные средства или брались в аренду. Привлечение концессионеров в эту сферу (с выплатами из вынесенных штрафов) рассматривается также властями Санкт-Петербурга и Ульяновска (там эту идею лоббировала одна из структур, принадлежащая владельцу УАЗа Вадиму Швецову).
Подобная практика вызывает споры между чиновниками, ГИБДД и правозащитниками. С одной стороны, камеры приводят к снижению аварийности на дорогах (в частности, по статистике подмосковных властей, число ДТП в местах установки камер в среднем снижается на 20–40%), а денег на оборудование в региональных бюджетах нет. С другой стороны, частные компании уже строят на камерах бизнес, а субъекты федерации закладывают «штрафные» деньги в бюджет. МВД, кстати, уже разработало методику (проект вывешен на regulation.gov.ru) с формулой расчета бюджетных поступлений исходя из собранных дорожных штрафов. «Целью установки комплексов является не заработать и собрать максимальное число штрафов, а повысить уровень безопасности»,— заявили “Ъ” в областном Минтрансе.
В «МВС Груп» на просьбу “Ъ” предоставить комментарий лишь отметили, что «в настоящее время в компании идет процесс сдачи системы, созданной в рамках концессионного соглашения».
Координатор движения «Синие ведерки» Петр Шкуматов называет схему неправильной. «Компания заинтересована в наращивании числа штрафов, от этого зависит ее доход. Хотя конечная цель установки камеры ровно обратная — сократить число нарушений до нуля,— говорит он.— Тем более мы знаем, что ГИБДД на этапе вынесения постановлений почти не отбраковывает фотоматериалы, а значит, поступивший от "МВС Груп" материал почти наверняка превратится в штраф». По мнению господина Шкуматова, более удачной является схема, применяемая в Москве: ЦОДД берет камеры в аренду и платит фактически за обслуживание комплекса. «Владельцу приборов в этом случае все равно, сколько вынесут постановлений, но важно, чтобы камеры содержались в порядке»,— пояснил он.