ФАС поставит регионы на антимонопольный курс
Чиновников обяжут заняться конкуренцией в принудительном порядке
Власти регионов придают недостаточно внимания вопросам развития конкуренции, заявил вчера Владимир Путин на заседании Госсовета. Стимулировать чиновников заняться исполнением антимонопольного нацплана хотят целевыми показателями, деньгами и санкциями. Кроме того, предлагается расчистить региональные рынки от ГУПов и МУПов и обязать госструктуры покупать определенные товары и услуги только у малого бизнеса.
Глава ФАС Игорь Артемьев добился вчера поддержки своих идей по развитию конкуренции в регионах и наращиванию веса службы за счет влияния на руководство субъектов РФ и муниципальные власти. Как констатировал Владимир Путин в ходе посвященного конкуренции Госсовета, антимонопольное регулирование в РФ соответствует мировой практике, но к правоприменению — и особенно в регионах — остается много вопросов. Из всех нарушений антимонопольного законодательства властями 98,8% случаев приходится на них и лишь 1,2% — на федеральные органы. Напомним, в ФАС ранее выражали надежду, что обсуждение проблемы с участием главы государства мотивирует региональные и местные власти серьезней отнестись к нацплану по конкуренции, принятому в конце 2017 года после долгой аппаратной борьбы (см. “Ъ” от 26 января).
Чтобы стимулировать власти субъектов РФ к поддержке конкурентной борьбы в экономике, ФАС намерена определить им конкретные показатели развития конкуренции для каждого региона (общие отраслевые показатели уже закреплены нацпланом, регионам методика должна быть утверждена к декабрю). Добиваться их выполнения будут финансовым стимулированием, а к неисполнительным чиновникам — применять санкции: региональные рынки предстоит расчистить от ГУПов и МУПов, часто аффилированных с местными властями, на это отведено четыре года, как и на избавление от ненужного госимущества. Еще одно предложение, которое, видимо, войдет в итоговый перечень президентских поручений,— закрепить реестр товаров и услуг, поставщиками которых при госзакупках могут быть только компании малого и среднего бизнеса — и только по прямым договорам. «Заборы красить должны в России только малые компании, осуществлять клининг или выворачивать лампочки тоже, наверное, они могут»,— заявил глава ФАС Игорь Артемьев. Напомним, ведомство хотело принудить к закупкам у малого бизнеса и частные компании, но предложение отклонили (см. “Ъ” от 22 декабря 2017 года).
Господин Артемьев также предложил включить в оценку воздействия госрегулирования пункт о влиянии нормативных актов на конкуренцию (идею поддержал глава Минэкономики Максим Орешкин). Сам же господин Орешкин выступил с инициативой увязать господдержку компаний с их присутствием на внешних — то есть не контролируемых государством — рынках: так можно отсеять неэффективные предприятия, неспособные к конкурентной борьбе. «Такой подход во многом обусловил переход таких экономик, как Япония и Корея, в группу стран с высокими доходами»,— отметил он.
Бизнесу же с идеей либерализации антимонопольного законодательства поддержки Кремля вчера добиться не удалось. Глава РСПП Александр Шохин пытался убедить Владимира Путина, что антикартельные дела следует возбуждать только на основе заключения ФАС и перекладывать на правоохранительные органы специальный экономический анализ «нецелесообразно», но в ответ услышал, что «превращать ФАС в правоохранительную структуру преждевременно», хотя роль и значение службы в следствии и судебном процессе может быть усилена (по нацплану с марта 2019 года ведомство сможет активнее вмешиваться в антимонопольные расследования и назначать процессуальные действия). Идею замены уголовной ответственности за ограничения конкуренции административной президент также не воспринял. «Это ничего общего не имеет с вопросом административного давления на бизнес»,— заявил он, отметив, что убытки от недобросовестной конкуренции несет в первую очередь сам бизнес и в развитых странах традиционно складывалось крайне жесткое регулирование в этой сфере.