Капвложения требуют обоснования
Бюджетные инвестиции свыше 1,5 млрд руб. проверят и перепроверят
Правительство одобрило идею ввести для государственных вложений в строительство объектов дороже 1,5 млрд руб. новую процедуру — обоснование инвестиций. Предполагается, что проводиться она должна до выделения бюджетных средств, а ее итоги станут объектом технологического и ценового аудита (ТЦА). В правительстве эту меру рассматривают как продолжение борьбы с завышениями сметной стоимости объектов — как в ходе проектирования, так и при строительстве.
Белый дом продолжает ужесточать контроль над бюджетными вложениями в стройки — вчера на заседании правительства одобрено два законопроекта, касающихся повышения эффективности госинвестиций. В первом (об изменениях в Градостроительный кодекс и закон об инвестиционной деятельности) речь идет о введении обязательного обоснования госинвестиций в объекты с предполагаемой стоимостью строительства от 1,5 млрд руб.— такие вложения могут осуществляться из бюджетов всех уровней, а также за счет госкомпаний и компаний с госучастием более 50%. Отметим, по данным единой информационной системы (ЕИС) в сфере закупок, госкомпании только в 2017 году оплатили более 150 заказов на строительство на сумму свыше 1,5 млрд руб., а государство — более 80.
Проектная документация для таких проектов будет готовиться уже после проведения работ по обоснованию инвестиций (по расчетам Минстроя, затраты на подготовку обоснования составят не более 20% от стоимости разработки проектной документации). Как указывает Минстрой, подготовка обоснований «приведет к повышению точности определения предельной стоимости объектов капитального строительства и к значительному снижению риска увеличения сметной стоимости строительства в ходе проектирования и строительства, что покроет затраты на подготовку обоснования инвестиций».
Обоснование инвестиций также будет проверяться в рамках технологического и ценового аудита (ТЦА) — это обойдется еще примерно в 0,1% суммарной стоимости изготовления проектной документации и материалов инженерных изысканий. При ТЦА будут оцениваться, в частности, обоснованность использования при строительстве дорогостоящих материалов и художественных изделий для отделки интерьеров, оптимальность сроков строительства и выбора места размещения объекта.
Вторым законопроектом будут внесены поправки в Бюджетный кодекс — как пояснил вчера Дмитрий Медведев, они предполагают, что «механизм капитальных вложений за счет федерального бюджета будет двухэтапным — подготовка обоснования госинвестиций и аудит будут проводиться до принятия решения о выделении бюджетных денег».
Для рынка такое решение не является неожиданным — введение ТЦА для государственных строек дороже 1,5 млрд руб. обсуждается с 2014 года (с 2015 года планка должна была резко снизиться — с 8 млрд руб. в 2014-м). Против тогда выступило Минэкономики, опасавшееся, что не справится с нагрузкой. В Белом доме прислушались и сделали переход плавным — с 2015 года ТЦА проводится для объектов дороже 5 млрд руб., в 2016-м — 4 млрд руб., в 2017-м — 3 млрд руб., а уже с 2018 года — от 1,5 млрд руб.
Отметим, подобные решения укладываются в политику Белого дома по усилению контроля над госстройками — поводов для этого было достаточно. Среди наиболее известных — претензии Счетной палаты к Федеральному центру ценообразования в строительстве (ФЦЦС) из-за кратного удорожания олимпийских строек и космодрома Восточный. По итогам этого скандала президент Владимир Путин поручил правительству подготовить реформу строительного ценообразования. В результате Минстрой разработал переход от базисно-индексного метода расчета сметных нормативов (базисные цены 1980-х годов умножаются на соответствующие индексы) к ресурсному (умножение стоимости требуемых ресурсов на их объем). Ожидается, что переход на новую модель произойдет с конца сентября этого года — тогда стоимость госстроек и ее обоснование, если новые законопроекты вступят в силу, будут определяться по новым правилам.