Москву не слышат в Лондоне

В Генпрокуратуре рассказали о проблемах в сотрудничестве с МВД Великобритании

Власти Великобритании отклонили практически все российские запросы об оказании правовой помощи по уголовным делам, а пик отказов пришелся на момент руководства английским МВД нынешнего премьер-министра Терезы Мэй. Они касались и резонансных расследований о гибели Бориса Березовского и отравлении Александра Литвиненко. Как утверждают в Генпрокуратуре России, полоний-210, от которого погиб экс-офицер ФСБ, был завезен в Лондон до того, как там появились обвиняемые английской стороной в этом преступлении Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Версия же о причастности к отравлению покойного Бориса Березовского, в офисе которого были найдены следы отравляющего вещества, Великобританией даже не рассматривалась, хотя именно ему, как считают в надзорном ведомстве, была выгодна смерть беглого офицера.

Слева направо: официальный представитель Генпрокуратуры Александр Куренной, заместитель и советник генпрокурора России Юрии Чайки Саак Карапетян и Николай Атмоньев

Фото: Петр Кассин, Коммерсантъ

Об одностороннем и практически безрезультатном общении с правоохранительными органами Великобритании в рамках сотрудничества по оказанию правовой помощи в понедельник рассказали замгенпрокурора России Саак Карапетян и советник главы надзорного ведомства Николай Атмоньев. Первый уже много лет курирует вопросы международного сотрудничества Генпрокуратуры, а второй известен как следователь, долгое время занимавшийся расследованием уголовных дел, связанных с хищением Борисом Березовским и его подельниками крупных сумм.

Как отметил господин Карапетян, за последние 15 лет в рамках международной конвенции об оказании правовой помощи прокуратура России направила в Великобританию в общей сложности более 2 тыс. различных обращений и ходатайств. В том числе было сделано 83 запроса о выдаче 72 обвиняемых, которым следователи или даже суды вменили хищения на общую сумму более полумиллиарда рублей. Причем заместитель Юрия Чайки назвал этих фигурантов уголовных дел лишь «вершиной айсберга».

Господин Карапетян пояснил, что в экстрадиции 60 лиц было отказано, а 55 из них получили в Великобритании статусы беженцев или политическое убежище.

«Максимальное количество отказов в выдаче пришлось на период с 2010 по 2016 год, когда министром внутренних дел Великобритании была Тереза Мэй»,— подчеркнул господин Карапетян, отметив, что сейчас Британия рассматривает 21 запрос из России, судьба которых, впрочем, уже очевидна.

Также, по его словам, еще 3 апреля этого года Генпрокуратура отправила запрос и относительно расследования уголовного дела об отравлении бывшего полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии, но ответа не последовало. Представитель надзорного ведомства напомнил, что никакой реакции не было и по делам в отношении скрывшихся в Великобритании от российского правосудия бывших руководителей компаний «Совкомфлот» и «Новошип», а также сбежавших экс-руководителей Банка Москвы, обвиняемых в хищениях сотен миллионов долларов. И это происходит на фоне того, что недавно в Великобритании был принят закон о сомнительных доходах, который позволяет проверять и даже арестовывать и обращать в доход государства суммы, происхождение которых собственник не может объяснить.

Кто из бизнесменов скрылся от правосудия за рубежом

Смотреть

Николай Атмоньев рассказал, что еще в июле 2006 года, за несколько месяцев до отравления 1 ноября того же года Александра Литвиненко полонием-210, в Генпрокуратуру России поступило заявление от проживавшего в Лондоне выходца из Казахстана Владимира Терлюка. Он сообщил, что еще в 2003 году господин Литвиненко и еще один хороший знакомый Бориса Березовского, руководитель Фонда гражданских свобод Александр Гольдфарб склоняли его к даче показаний о том, что он якобы готовил покушение на беглого олигарха по заказу российских спецслужб. Он отказался, и в результате о якобы имевшем посягательстве на жизнь Бориса Березовского в полицию сообщили те же господа Литвиненко и Гольдфарб. Эти сведения стали одним из оснований для предоставления господину Березовскому убежища. Кроме того, эти же данные озвучивала в магистратском суде Лондона адвокат Клэр Монтгомери, когда решался вопрос об убежище для подельника Березовского Юлия Дубова.

Правда, как следует из переписки Генпрокуратуры с МВД Великобритании, в январе 2004 года расследование по делу о покушении на Бориса Березовского было прекращено, так как факт не нашел своего подтверждения. Между тем в адрес господина Терлюка, давшего показания против Бориса Березовского в суде, стали поступать угрозы. В августе 2006 года он попросил российскую Генпрокуратуру о защите. Надзорное ведомство направило 39 ходатайств о предоставлении ему госзащиты, но англичане отказали, пояснив, что это выходит на рамки расследования, и порекомендовали обратиться в Интерпол.

По данным Генпрокуратуры, к ноябрю 2006 году у господина Литвиненко испортились отношения с Борисом Березовским. И именно последний был заинтересован в его смерти. Тем более следы полония-210 был найдены в Лондоне до того, как туда прибыли якобы использовавшие его 1 ноября 2006 года Андрей Луговой и Дмитрий Ковтун. Последний прилетел из Гамбурга, где также были обнаружены следы полония, и местная прокуратура вела свое расследование. Немецкому прокурору, в отличие от российских коллег, англичане все же предоставили информацию о ходе следствия в Лондоне. И эти данные свидетельствуют: полоний-210 находился в офисе Бориса Березовского и у бизнесмена Марио Скарамеллы, с которым господин Литвиненко встречался до «чаепития» с господами Луговым и Ковтуном.

«Березовский был заинтересован в ликвидации Литвиненко, и факты это подтверждают»,— пояснил представитель Генпрокуратуры. Он также отметил, что тот же Владимир Терлюк в свое время подвергся нападению неизвестных и был жестоко избит вместе с женой прутьями арматуры. «Преступников не нашли, так же как и тех, кто позже похитил у супругов автомобиль»,— сказал Николай Атмоньев. По его словам, в минувшую пятницу Владимир Терлюк сделал еще одно заявление о том, что еще в январе этого года некие сотрудники Скотланд-Ярда снова пытались объявить о том, что он готовил преступление по заказу российских спецслужб. В обмен ему предлагали решение неурегулированного вопроса со статусом его пребывания в Англии.

Чем известен Сергей Скрипаль

Смотреть

В надзорном ведомстве подчеркивают, что власти Великобритании выбрали обвинительную линию в отношении с российскими коллегами, но сами не реагируют на запросы и ходатайства, не предоставляя никакой информации ни по прошлым делам, ни по «свежему» делу — об отравлении нейропаралитическим веществом Сергея и Юлии Скрипаль.

Сергей Сергеев

Вся лента