ФАС наносит второй удар НМТП
Служба завела против порта новое антимонопольное дело
Новороссийский морской торговый порт (НМТП, управляется СП «Транснефти» и группы «Сумма» арестованного Зиявудина Магомедова) стал фигурантом нового антимонопольного дела. Как и предполагал “Ъ”, недавний запрос ФАС на предоставление информации об услугах и тарифах порта в 2016–2018 годах лег в основу новых претензий к нему со стороны службы. Она подозревает НМТП в установлении монопольно высоких цен на перевалку ряда грузов и расчете тарифов в долларах, что, по мнению ФАС, с учетом девальвации привело к значительному увеличению расходов грузоотправителей на оплату услуг.
Как следует из публикации на сайте ФАС, она возбудила новое антимонопольное дело против Новороссийского морского торгового порта (НМТП, входит в одноименную группу, управляется СП «Транснефти» и «Суммы» Зиявудина Магомедова, арестованного в конце марта). Служба подозревает стивидора в установлении и поддержании монопольно высоких цен на услуги по перевалке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов. Анализ, проведенный ФАС, показал, что тарифы на эти виды грузов в 2016–2017 годах были установлены в долларах и не изменились с 2015 года. Компании-контрагенты платили НМТП в рублях по курсу ЦБ, что с учетом колебаний валютного курса привело к значительному увеличению их расходов, следует из сообщения ФАС. Причем такие колебания ни экономически, ни технологически не влияют на формирование фактической стоимости услуг НМТП в день совершения платежа, подчеркивают в ведомстве.
В ФАС напоминают, что НМТП ранее был признан ФАС виновным в завышении тарифов на оказание услуг по перевалке руды, удобрений, контейнеров, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов и злоупотреблении доминирующим положением.
В апреле 2017 года ФАС предписала НМТП перевести в бюджет 9,74 млрд руб. дохода от монополистической деятельности. Также служба обязала порт установить экономически обоснованные тарифы и перевести их в рубли. Но порт был категорически не согласен с доводами ведомства и штрафом, и оспорил решение службы в суде, выиграв апелляцию и кассацию.
Выданное предписание о прекращении нарушения закона о защите конкуренции отменено судом по формальным основаниям без констатации отсутствия факта нарушения антимонопольного законодательства и не исполнено, отмечают в ФАС, добавляя, что вопрос рассматривается Верховным судом. Но злоупотребление доминированием со стороны НМТП не прекращено, в связи с чем ФАС России возбудила новое дело о нарушении антимонопольного законодательства.
В начале марта “Ъ” сообщал, что НМТП стал единственным стивидором, который получил от ФАС запрос на предоставление информации об оказываемых услугах в портах с 2016 по февраль 2018 года (см. “Ъ” от 16 марта). Тогда собеседники “Ъ” не исключали, что за этим последует возбуждение нового антимонопольного дела против стивидора.
Дело будет рассмотрено 15 мая. До 10 мая порт должен предоставить длинный перечень документов, начиная с копий учредительных документов, информации о лицах, входящих в одну группу лиц с ПАО НМТП, учетную политику порта за 2016–2017 годы, а также аудиторское заключение по бухгалтерской отчетности. Также стивидор должен передать в ФАС инвестпрограмму развития стивидора с указанием объектов капвложений, источниками финансирования и технико-экономическим обоснованием, сведения об инвестициях на реконструкцию и развитие морского порта Новороссийск за 2016–2018 годы. Кроме того, в список обязательной к предоставлению информации вошли структура доходов и расходов за 2016–2017 годы, объем оказанных услуг, перечень заявок и копии договоров с контрагентами на услуги по погрузке и выгрузке за 2016–2017 годы, а также с 1 января 2018 года, состав затрат, учтенных при расчете тарифов с обоснованием каждой статьи, выручка НМТП, договоры аренды причалов в морском порту Новороссийск и годовые размеры аренды. Помимо прочего ФАС запросила сведения об изменениях качественных характеристик услуг по перевалке руды, контейнеров, химических и минеральных удобрений, черных и цветных металлов, нефти и нефтепродуктов в 2016–2018 годах в сравнении с 2015 годом.