Медийная Россия
«Медиалогия» составила для “Ъ” рейтинг самых упоминаемых федеральных политиков
Накануне формирования нового правительства «Медиалогия» по просьбе “Ъ” составила рейтинг упоминаемости в СМИ федеральных чиновников и политиков. Среди лидеров — действующий премьер-министр Дмитрий Медведев, мэр Москвы Сергей Собянин, глава МИД РФ Сергей Лавров, глава Чечни Рамзан Кадыров и министр обороны Сергей Шойгу. Телевидение расставляет несколько иные приоритеты: главным ньюсмейкером в течение года на федеральных каналах был господин Лавров.
До 7 мая — дня инаугурации Владимира Путина, то есть начала его четвертого президентского срока, осталось менее трех недель. В Госдуме ожидают, что глава государства сразу же внесет в нижнюю палату кандидатуру премьера, его утвердят 8 мая. После этого вместе с главой правительства Владимир Путин начнет официально согласовывать состав кабмина. По просьбе “Ъ” «Медиалогия» проанализировала, насколько активно в течение последнего года СМИ освещали работу членов правительства, полпредов президента в федеральных округах, спикеров палат парламента и ряда других фигур, влияющих на федеральную повестку (Владимир Путин из рейтинга исключен).
Самым упоминаемым по всем СМИ (анализировались 40 тыс. федеральных и региональных источников) стал премьер-министр Дмитрий Медведев (629 тыс. сообщений). Последний пик упоминаемости приходится на декабрь, когда премьер поддержал выдвижение Владимира Путина на новый срок. В октябре о господине Медведеве активно писали в связи с тем, что он назначил Андрея Турчака и. о. секретаря генсовета «Единой России». Также пик приходится на апрель 2017 года: тогда премьер прокомментировал расследование ФБК в отношении него, а также был опубликован опрос «Левада-центра», показавший, что 45% россиян поддерживают в той или иной степени отставку главы правительства.
Владимир Путин не любит «идти на поводу» у общественного мнения, это не соответствует его представлению о том, каким должен быть «сильный президент», говорит политолог Аббас Галлямов: «Сила для него — это в первую очередь способность принять решение, не считаясь ни с кем и ни с чем. Поэтому то, насколько кандидат на должность узнаваем и любим, для Путина сильно вторично». К тому же «во многих ситуациях действует обратная закономерность: если общественность активно не любит какого-либо чиновника, Путин оставит его из принципа, чтобы никто не подумал, что им можно манипулировать», полагает эксперт, поэтому «накручивать себе упоминаемость, рассчитывая, что это поможет получить высокое назначение, не имеет смысла».
Самый востребованный СМИ министр в правительстве РФ — глава МИДа Сергей Лавров (всего 297 тыс. сообщений), который регулярно комментирует внешнеполитическую повестку. Особенно активно упоминался он СМИ в мае 2017 года, в связи с объявлением о предстоящей встрече министра с президентом США Дональдом Трампом, а также в марте 2018-го — в связи с отравлением в Великобритании экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии.
Среди наиболее упоминаемых членов кабмина — министр обороны Сергей Шойгу и курирующий спорт вице-премьер Виталий Мутко (138 тыс. и 105 тыс. сообщений соответственно). Господин Шойгу чаще всего фигурировал в СМИ, когда участвовал в параде Победы (май), сопровождал Владимира Путина во время отпуска в Туве (август) и заявил о начале возвращения российских военных из Сирии (декабрь 2017 года). Господин Мутко пользовался вниманием прессы, после того как «назвал абсолютной глупостью обвинения в адрес футболистов РФ в применении допинга» (июнь), а затем — когда МОК установил для него пожизненный запрет на посещение Олимпийских игр (декабрь).
От 100 тыс. до 70 тыс. раз в СМИ упоминались другие члены правительства (в порядке уменьшения): министр финансов Антон Силуанов, министр культуры Владимир Мединский, вице-премьер Аркадий Дворкович, министр экономического развития Максим Орешкин, министр транспорта Максим Соколов, министр образования Ольга Васильева, вице-премьер Дмитрий Рогозин, министр энергетики Александр Новак. Активно упоминается СМИ и экс-министр финансов Алексей Кудрин.
Спикер Госдумы Вячеслав Володин (138 тыс.) был на пике упоминаемости в июне 2017 года после встречи с президентом перед завершением весенней сессии, а также в марте нынешнего года — когда заявил о лишении аккредитации СМИ, отозвавших журналистов из Госдумы после скандала с депутатом Леонидом Слуцким. Председателя Совета федерации Валентину Матвиенко (109 тыс.) цитировали в связи с ее заявлениями о возвращении графы «против всех», об отмене платного роуминга между Россией и Белоруссией, критикой акта Минтранса о нормах провоза ручной клади и анонсом новых губернаторских отставок.
С популярными членами правительства вполне могут сравниться отдельные региональные руководители. Так, второе место по числу упоминаний занял мэр Москвы Сергей Собянин (322 тыс. сообщений). Чаще всего он упоминался в связи с реновацией жилого фонда в столице: пик пришелся на май прошлого года, когда о программе было только объявлено. К примеру, губернатора Санкт-Петербурга Георгия Полтавченко упоминали в 3,7 раза меньше: 86 тыс. раз за год. Востребован СМИ глава Чечни Рамзан Кадыров (пятое место и 174 тыс. сообщений). Он чаще всего упоминался в прошлом году в связи с включением в санкционный список США и блокировкой аккаунтов в Facebook и Instagram, свидетельствуют данные «Медиалогии». Полпреды президента не отличаются медийностью: самый упоминаемый из них — бывший глава Воронежской области Алексей Гордеев, назначенный полпредом в ЦФО в декабре 2017 года (40 тыс.). Из руководителей госкорпораций и госкомпаний СМИ чаще всего упоминали в 2017 году главу «Роснефти» Игоря Сечина (80 тыс.).
Среди политиков, у которых нет должностей в структуре госвласти, пользуется популярностью в СМИ Алексей Навальный (314 тыс.; замыкает тройку лидеров): он чаще всего упоминался в связи с протестными акциями (июнь и октябрь 2017 года), а также после отказа ЦИКа зарегистрировать его кандидатом на президентских выборах (декабрь). Спикер горсовета Видное Павел Грудинин, выдвинутый КПРФ в президенты, упоминается 151 тыс. раз, почти половина сообщений о нем приходится на март 2018 года, когда господин Грудинин занял на выборах второе место, а затем сбрил усы из-за проигранного спора. В материалах об Алексее Навальном и Павле Грудинине их цитировали только в 27% и 18% случаев соответственно, в то время как, например, Сергея Собянина цитировали в 61% материалов о нем.
Анализ медийности публичных лиц на федеральном телевидении показывает несколько иную расстановку сил. Лидерство здесь удерживает Сергей Лавров (3,4 тыс. сообщений), сдвинувший Дмитрия Медведева даже не на второе — оно остается за Сергеем Собяниным,— а на третье место. Популярнее на телевидении, чем по всем СМИ в целом, например, главы Минздрава, МЧС и МВД: Вероника Скворцова, Владимир Пучков и Владимир Колокольцев. Алексей Навальный, один из лидеров по всем СМИ, наоборот, по федеральному ТВ упоминался всего 145 раз. «Повестки для широких слоев населения и элит в России сейчас сильно различаются,— говорит Аббас Галлямов.— В простых людях власти пытаются поддержать интерес к внешней политике, поскольку именно внешнеполитический контекст минимизирует претензии к собственным властям. Поэтому в самых "народных" СМИ — на федеральных телеканалах — доминирует Лавров». Для тех, кто интересуется состоянием внутрироссийских дел, ключевым игроком в вопросах внутренней повестки «после Путина является Дмитрий Медведев», отмечает эксперт.
Российские чиновники и политики в последние годы редко появляются в медийном пространстве «сами по себе», уверен политолог Андрей Колядин: «Министры и даже депутаты прибегают к публичности только тогда, когда им это поручат». Как правило, они выполняют функцию подготовки к «решениям с неоднозначными социальными последствиями», говорит эксперт: если нужно монетизировать льготы, ужесточить правила проведения митингов или повысить цены на ЖКХ. Так, Антон Силуанов «объясняет, что происходит с резервным фондом или ростом доллара», говорит он. Есть и политическая функция: например, бывший глава Роспотребнадзора Геннадий Онищенко «регулярно находил жучков в продуктах питания из той страны, которая перестала с нами дружить», напоминает господин Колядин.
«К сожалению, в нашей стране политика молчаливая. В высшую государственную власть берут, руководствуясь двумя основными принципами: лояльность и молчаливость»,— говорит господин Колядин. По его словам, чиновники часто лишаются должностей за высказывания, а медийность на назначения либо не влияет, либо влияет «негативно: если человек не держит язык за зубами».