К оплате труда добавят отдых
Компании смогут не тратить чистую прибыль на путевки для сотрудников
Российские предприятия будут платить за организованные туры своих сотрудников не из чистой прибыли, а из средств фонда оплаты труда. В Совете федерации, одобрившем такие изменения в Налоговый кодекс, ждут теперь, что рынок организованного корпоративного отдыха внутри России уже в 2019 году вырастет вдвое, до 6 млрд руб. Туроператоры не так оптимистичны: компенсацию от работодателей за отдых в России получают менее 10% их клиентов.
Совет федерации одобрил проект поправок к Налоговому кодексу, позволяющий работодателям учитывать расходы на оплату туристических поездок сотрудников в составе затрат на оплату труда. Согласно принятому законопроекту, с 1 января 2019 года предприятия получат возможность сократить затраты на оплату отдыха сотрудников. Как объясняет сенатор Игорь Фомин, сейчас налоги на приобретения путевок для сотрудников ложатся на работодателей: туры приобретаются из чистой прибыли компании после уплаты налога на прибыль в размере 20%. В соответствии с поправками, на организованные туры будет выплачиваться лишь НДФЛ, который работодатель удержит из доходов служащего. «Но оплатить 13% стоимости путевки для него все равно будет намного выгоднее, чем приобретать собственный тур»,— говорит господин Фомин.
Законопроект предполагает, что ежегодно компании смогут направлять на отдых сотрудников не более 6% от фонда оплаты труда. На эти деньги можно будет покупать организованные туры по России работникам и членам их семей: супругам, родителям, детям в возрасте до 24 лет (при условии очного обучения в вузе) и несовершеннолетним. Затраты на каждого путешественника не должны превышать 50 тыс. руб. Эти нововведения, прогнозирует Игорь Фомин, позволят рынку внутреннего туризма существенно вырасти. Сейчас, по его оценкам, крупные работодатели покупают своим сотрудникам около 100 тыс. путевок в год на 3 млрд руб. Уже в 2019 году, ожидает сенатор, рынок увеличится минимум в два раза, до 200 тыс. туров и 6 млрд руб.
Сами туроператоры, впрочем, сомневаются, что поправки существенно помогут. Гендиректор «Дельфина» Сергей Ромашкин отмечает, что массовой отправкой сотрудников на отдых в основном занимаются лишь крупные госкомпании со своими санаториями и гостиницами, за размещение в которых работники платят 10–20% от его рыночной стоимости. По данным господина Ромашкина, доля клиентов туроператоров на внутреннем рынке, получающих от работодателей компенсацию за свой отдых, составляет лишь 5–7%. «Мы не знаем, о каком именно объеме выплат идет речь. Это просто люди, которые запрашивают у нас необходимые документы для отчетности»,— добавляет он.
Доцент Института бизнеса и делового администрирования РАНХиГС Эмиль Мартиросян говорит, что для сотрудников покупка работодателем туров для организации летнего отдыха считается косвенным доходом, равно как, например, медицинская страховка или оплата детского сада. «Важность этого фактора растет вместе с размером компании, в небольших структурах мотивация с помощью косвенных доходов почти не применяется»,— объясняет он. По мнению господина Мартиросяна, крупный бизнес заинтересован в нововведениях. «Для него важно учитывать максимальное число расходов в качестве затрат, расходование чистой прибыли может негативно сказаться на дивидендах компании»,— рассуждает он. Обложение косвенных доходов НДФЛ, который оплачивает сам сотрудник, он относит к общемировой практике.