Погоды стоят дорогие
Авиакомпаниям повышают аэронавигационные платежи
Впервые с 2010 года ФАС может повысить ставки ФГУП «Госкорпорация по организации воздушного движения» (ГК по ОрВД) за аэронавигационное обслуживание — в среднем на 5% как для российских, так и зарубежных авиакомпаний. Перерасчет был сделан на основании тарифной заявки ГК по ОрВД, включающей с 1 марта все виды метеообслуживания, в том числе то, которое должно закупаться ФГУП у структур Росгидромета. В ФАС считают, что повышение не отразится на расходах авиакомпаний, но те уже прогнозируют дополнительные затраты.
ФАС подготовила проект приказа о повышении тарифов за аэронавигационное обслуживание, документ размещен на regulation.gov.ru. Ставку за 100 км полета над РФ предлагается поднять для российских и зарубежных авиакомпаний в среднем на 5%, она, как и сейчас, будет зависеть от взлетной массы самолета. Минимальный тариф для иностранного перевозчика составит $11,1, максимальный — около $135. Для авиакомпаний РФ, летающих за рубеж, ставки составят от 351 руб. за 100 км (самолет до двух тонн) до 3,2 тыс. руб. (для судна массой свыше 400 тонн). На внутренних рейсах ставка варьируется от 89 руб. до 942 руб.
Ставки сборов за аэронавигацию в РФ не повышались с 2011 года, в выручке ФГУП «ГК по ОрВД» они составляют 89,2%. В 2016 году сборы выросли на 6,9%, до 93 млрд руб., при этом платежи иностранных авиакомпаний увеличились за счет курса доллара на 11,2%, до 72,5 млрд руб., российских — снизились на 12,6% на международных рейсах и на 1,2% — на внутренних. С 2016 года правительство закрепило правило, что прибыль от сборов идет на инвестиции в аэронавигационную инфраструктуру.
В Росавиации на запрос “Ъ” не ответили, в ГК по ОрВД отказались от комментариев. Источник “Ъ”, знакомый с ситуацией, говорит, что рост ставок окажет «существенное влияние» на доходность ГК по ОрВД. «Несмотря на оптимизацию расходов, на фоне инфляции и роста курсов валют затраты на электроэнергию, оборудование, зарплату продолжают расти»,— говорит он. При этом авиаперевозки в 2015–2017 годах уступали 2014 году, отмечает источник “Ъ”. При этом ФГУП с 2015 года из собственных средств финансирует ФЦП по модернизации Единой системы ОрВД.
В ФАС сообщили “Ъ”, что ставки индексируются в соответствии с тарифной заявкой и финансовой моделью ФГУП ГК по ОрВД «на уровень, покрывающий экономически обоснованные расходы, включая расходы на метеообеспечение», решение не приведет к увеличению тарифной нагрузки на российские авиакомпании. Проект приказа будет рассмотрен на правлении службы во вторник.
Собеседник “Ъ” в отрасли считает, что повышение ставок поможет компенсировать затраты ФГУП на закупку предполетной метеоинформации у Росгидромета.
Сейчас в сбор включено только метеообслуживание во время полета (примерно 1 млрд руб. в год). Предполетную информацию авиакомпании закупали у структур Росгидромета на 2,3 млрд руб. в год. Но Минтранс в марте 2017 года потребовал включить и предполетную информацию в общий сбор, изменив схему оплаты: с 1 марта 2018 года договор о предоставлении предполетных данных должен быть заключен ГК по ОрВД с Росгидрометом, сумма была определена в 3,6 млрд руб. в год. Но подписание затормозилось на этапе предоставления Росавиацией в ФАС тарифной заявки и финансовой модели (см. “Ъ” от 18 апреля).
Но перевозчики с опасением восприняли новые тарифы. Президент «Utair — пассажирские авиалинии» Павел Пермяков заявил “Ъ”, что любое повышение отрицательно скажется на потенциале развития авиарынка и вызовет рост цен на билеты. Дополнительные расходы Utair до конца года могут составить более 3 млн руб. Источник “Ъ” в группе «Аэрофлот» считает, что любое увеличение ставок ведет к росту расходов, что отражается на потребителе. Он добавил, что в итоге направления, где «Аэрофлот» выполняет социально значимую программу «плоских тарифов» (Крым, Калининград и Дальний Восток), станут «еще более убыточными».
Исполнительный директор «Авиапорта» Олег Пантелеев считает, что повышение сборов не имеет отношения к инициативе Госдумы о контрсанкциях (могут коснуться пролетов американских авиакомпаний через РФ). Он говорит, что в издержках перевозчиков на аэронавигацию приходится не более 3%, и в сравнении с ростом стоимости топлива или ставок за аэропортовое обслуживание последствия для перевозчиков незначительны.