Зеленый — новый красный
Что происходит на автосалоне в Пекине
В Пекине проходит международный автосалон. Помимо автопроизводителей с мировым именем свои машины представили местные компании, крупные и относительно мелкие, мало кому известные бренды. При этом очень много совершенно незнакомых европейскому глазу моделей. Насколько много, что спустя какое-то время перестаешь понимать, что за автомобиль перед тобой — новый или ты его уже где-то видел.
«Вот Китай — это настоящая заграница. В Европе все привычно, все похоже, а здесь — как на другой планете». Так рассуждал мой коллега, с которым я была готова согласиться. Ведь здесь говорят на очень непривычном для нашего слуха языке: людей, владеющих английским, нужно еще поискать. Чтобы перекусить, приходилось обходиться языком жестов, а в определенных ситуациях пару раз я была вынуждена даже хрюкать или мычать. Но чего не сделаешь ради того, чтобы ужин был именно таким, каким ты заказал! Еда, здесь, кстати, очень острая, но для местных — это норма жизни.
Если говорить про сам международный автомобильный салон, то в этом году проходит по совершенно непривычному для нас сценарию. В России, к примеру, все больше компаний заявляют об отказе участвовать в Московском международном автосалоне, делая официальные заявления на этот счет. В преддверии AutoChina 2018 все наоборот: все больше автопроизводителей выпускали сообщения о планах показать те или иные новинки. На каждого европейского производителя здесь приходится еще по паре китайских брендов: россиянам подобное разнообразие и не снилось.
Мир будущего
Первое, что испытываешь, попав в выставочный комплекс TianZhu,— это оторопь. Создается впечатление, что попал в мир будущего, каким его изображают в фильмах входе «Бегущий по лезвию»: светящиеся экраны, надписи на иероглифах. Названия некоторых компаний даже не имеют англоязычного аналога, не говоря уже о том, чтобы некоторые китайские надписи на стендах вообще не дублируются на других языках. Удивительно, что этот автосалон имеет статус международного.
Моторшоу в Пекине
25 апреля в Пекине начал работу международный автосалон. Серийные автомобили и концепт-кары представили не только китайские марки, но и мировые автопроизводители. Среди них — новый электромобиль BMW iX3, удлиненный Audi Q5 и концептуальный кроссовер Mercedes-Maybah. Автомобильные новинки — в фотогалерее “Ъ”.
Конечно, вокруг очень много людей. Насколько много, что можно потратить действительно много времени, стоя с фотоаппаратом в надежде сделать не то, чтобы удачный, в просто хоть какой-нибудь снимок автомобиля. Проходящий мимо европеец скептически замечает вслух «It’s difficult», а ты согласишься: «Impossible». Но тут в людской толпе мелькнет просвет, и все же удается сделать фотографию.
В восьми огромных залах вмещаются шикарные, помпезные, иногда даже двухэтажные, или, наоборот, минималистично оформленные стенды.
На выставке мелькают как известные в России марки — Brilliance, Changan, Dongfeng, Geely, так и совсем незнакомые — JingChi, Aiways, Denza. Или, например, 红旗. Это все, другого названия нет. Так и пишут: 红旗 H7. Или 红旗 H5. Но перевод есть, означает «красный флаг». Оригинальные модели этого бренда выпускались с 1958 по 1981 года для высокопоставленных правительственных чиновников. В 1990-х марку возродили, и теперь эти машины предназначены не только для партийных функционеров.
Интересно, что в первый день работы выставки на сайте Bloomberg вышел материал под названием «Красный флаг теперь зеленый» о концепте E-Jing GT бирюзово-зеленого цвета. Двухдверная модель со спортивно-пологой в задней части крышей спереди сохраняет весьма квадратный вид, напоминая оригинальные лимузины бренда. Зеленым концепт был не спроста: ведь он, конечно же, электрический, как и многие автомобили, показанные на выставке.
План по завоеванию
Среди китайских концептов, конечно, все еще можно встретить копии европейских и американских автомобилей, но большинство машин — это самобытные, современные и стильные модели. Но как удалось этого добиться, да еще и в столь короткий срок?
Ответ прост: достаточно было перестать, наконец, копировать других, наняв на работу того, кто способен делать оригинальную работу. Многие китайские марки пошли сегодня именно по такому пути. Да и не только китайские — вспомним хотя бы нашу родную Lada и ее главного дизайнера. Можно и не брать в штат западного «художника», а, например, заключить соглашение с именитым дизайн-бюро, как это сделала китайская компания Hybrid Kinetic Group (HKG), сотрудничающая с Pininfarina. На презентации двух новинок HKG — седана H500 и четырехместного кроссовера K350 — китайская речь то и дело сменялась английской. Итальянец Сильвио Пьетро Ангори, гендиректор Pininfarina, рассказывал о том, что HKG — их жизненно важный партнер, и модели, показанные в Пекине — это еще один шаг в их долгосрочных и плодотворных отношениях. А не за горами — дебют уже не концептуальных, а серийных машин для международного рынка.
Вообще, люди здесь смело смотрят в будущее, планируя завоевать если не весь автомобильных мир, то уж точно его большую его часть.
Нет-нет, да попадется на глаза стенд с вполне европейским названием и модельным рядом минимум в три машины. Но все же встречаются марки, о которых почти никто не слышал. Откуда, например, взялся бренд Weltmeister? Оказывается, что это немецкое название китайского стартапа и переводится оно, как «чемпион мира». Представитель компании с удовольствием рассказывает о партнерах из Германии и о местных автолюбителях, которые считают, что самые лучшие машины — немецкие. Внутренним рынком Weltmeister ограничиваться не собирается, и через два года планирует, что называется, Go West. В приоритете — молодежная аудитория. Все модели новоиспеченного бренда, естественно, электрические.
Подобных стартапов на выставке в Пекине было немало. Среди них, например, Byton, у которого сразу шесть офисов: в Санта Кларе, Мюнхене, китайских городах Пекин, Шанхай, Нанкин, а так же в Гонконге. «Это позволяет нам думать глобально, и понимать разные культуры, чтобы создавать продукты и услуги, имеющие отношение ко всему миру», — говорят в компании. По концепту Byton и не скажешь, что он родом из Китая. Он получился вполне себе мультикультурным, тем более, что дизайном занимался Бенуа Якоб, прежде возглавлявший отдел дизайна подразделения BMW i и приложивший руку к таким моделям баварской марки, как i3 и i8.
Еще один глобально-китайский стартап — NIO, в котором работают сотрудники родом из Сан-Хосе, Мюнхена, Лондона и Шанхая. В настоящее время у компании есть две серийные модели — семиместный кроссовер ES8 и родстер EP9, оба электрические, и, кажется, все-таки в серию еще не пошедшие. Кроме того, у NIO собственная команда в Формуле E. На выставке же публику развлекали концертом Eve, который не столько автомобиль, сколько «продолжение дома» и «цифровой компаньон». Предполагается, что за рулем тут можно читать книжку, ведь эта машина — с полностью автономным управлением. На одном из складных сидений можно спать, а в центре салона одним движением руки раскладывается стол.
На старт, внимание, марш
Впрочем, AutoChina 2018 — это не только стартапы. Крайне амбициозные планы на будущее, к примеру, у концерна Great Wall Motor. Принадлежащий ему бренд Haval — более чем успешный: модель H6 стала самым продаваемым кроссовером 2017 года в Китае. Цифра продаж внушительная — более 500 тыс. экземпляров. На мировом рынке место чуть более скромное — пятое, вслед за Toyota RAV4, Honda CR-V, VW Tiguan и Hyundai Tucson. Но в Haval уже собираются выйти на лидирующие позиции, в том числе, за счет российского рынка, увеличив продажи в РФ в течение ближайших нескольких лет до 100 тыс. в год. Звучит дерзко при условии, что в 2017 году на нашем рынке было продано немногим меньше 2 тыс. автомобилей Haval. Президент Great Wall Motor Ван Фунин уверена, что этого результата можно будет достигнуть за счет снижения цен, которое произойдет в результате локализации производства. В 2019 году под Тулой, напомним, Haval откроет собственный завод. Планируется также расширение дилерской сети с 18 до 60 центров.
Кстати, на российском заводе в первую очередь начнут сборку внедорожника H6, обновленную версию которого как раз и показали на автосалоне в Пекине. Вторая производственная модель еще не определена. Но уже решено, что к 2021 году завод начнет выпускать абсолютную новинку — Haval F5, кроссовер, так же дебютировавший в Пекине. Переднеприводная модель станет по сути родоначальницей новой линейки кроссоверов с индексом F, ориентированных на молодежную аудиторию. Стильный салон, допускающий двухцветную отделку интерьера, крупный дисплей на передней панели, виртуальная приборная панель, многофункциональный руль, огромная панорамная крыша, 1,5-литровый турбированный мотор мощностью 171 л.с., 7-ступенчатая роботизированная коробка передач. Звучит вполне заманчиво для тех молодых людей, кто хочет купить машину, а не «шерить» с товарищами прокатные машины. Внешность у Haval F5 интересная, со скошенной сзади крышей, зауженными фарами, массивной решеткой радиатора. За дизайн новинки, как это сейчас принято, отвечает европейский дизайнер, француз Реймон Джина, прежде работавший в Alfa Romeo.
А вот материнская компания Great Wall Motor планирует вывести на российский рынок свой премиальный бренд Wey, который позиционируется как конкурент, превосходящий корейцев Hyundai и Kia. Все основания для этого имеются, хотя еще вчера мы все смеялись над аляповатым салонами китайских машин. А сегодня тут и текстурное дерево, и приятные на ощупь «тугие» кнопки, и вращающиеся вокруг своей оси воздуховоды.
Помимо этого Great Wall Motor анонсировал в Пекине новый бренд Oro, под которым будут выпускаться городские электромобили. В России их продавать пока не планируют, тем более, что обе новинки существуют еще лишь в статусе концептов.
И вот, выбираясь с автосалона по пекинским пробкам, ожидаешь увидеть на дороге весь тот цвет китайского автопрома, что так поражал воображение на выставке. Но всего этого нет.
На каждую китайскую машину придется несколько Hyundai Elantra в виде такси, несколько машин премиальных европейских марок, пара Buick и обязательно какая-нибудь Tesla. К вечеру трафик спадает, и мимо тебя то и дело проезжают скрипучие велосипеды и фактически бесшумно проносятся электрические скутеры, тихонько шурша своими шинами об асфальт. Дороги на подъездах к метро уставлены двухколесным транспортом, улицы рано пустеют, а парки, до отказа набитые всякими красотами, закрывают на ночь на замок. В метро — такая странная реклама и такие не похожие на наши поезда, что в какой-то момент ловишь себя на том, что становишься таким русским в Китае, каким обычно бывает китаец заграницей: фотографируешь абсолютно все вокруг себя, с разницей лишь в том, что русский, конечно же, забыл дома селфи-палку, а у добропорядочного китайского туриста она всегда с собой.