Исторический минимум
Откуда взялась минимальная зарплата
В России подняли уровень минимальной оплаты труда. В других странах про минимальную зарплату тоже не забывают — она так или иначе растет, притом что согласия в оценке экономических последствий здесь нет.
Битва за $15
Если взять главную капиталистическую державу, США, то минимальную зарплату на федеральном уровне последний раз повысили там в 2009 году, сейчас она составляет $7,5 в час. В реальном исчислении, с учетом инфляции она с тех пор снизилась на 13%. А с 1968 года, когда минимальная зарплата в нынешних долларах была на историческом пике — $11,38 в час ($1,6 в долларах того времени),— снизилась вообще на треть. Социологические опросы показывают, что 75% американцев сегодня мечтают об уровне $9 в час; таким образом, 1968 год должен представляться им вершиной счастья. Однако контролируемый республиканцами Конгресс не выражает никакого желания пойти навстречу общественности.
Впрочем, в США минимальный размер зарплаты, обозначенный на федеральном уровне, не является таким уж определяющим. Некоторые штаты и муниципальные образования устанавливают уровень минимальной зарплаты по своему усмотрению. Затянувшаяся общественная кампания «Битва за $15» привела к тому, что в 29 штатах и округе Колумбия минимальная зарплата превысила федеральный показатель, то же — в 40 муниципальных образованиях. А город Ситак, штат Вашингтон, достиг цели кампании в буквальном смысле; тамошние противники и сторонники повышения сообща потратили $264 на каждого участника голосования, чтобы привлечь его на свою сторону, это рекорд США.
Первые шаги
Первый национальный закон о минимальной зарплате был принят в 1894 году в Новой Зеландии. Затем в 1896 году ее примеру последовал австралийский штат Виктория. Там были созданы советы по зарплате, где наемные работники и работодатели были представлены в равной доле, и решения по минимальной зарплате, принятые там путем голосования, были обязательными для работодателей.
То есть уже тогда наблюдалось некоторое противоречие. С одной стороны, государство определяло уровень минимальной зарплаты. С другой — она могла варьироваться в зависимости от предприятия, отрасли или региона.
Тем не менее австралийский опыт стал моделью для британского Trade Boards Act 1909 года. В австралийском и британском варианте государство с помощью закона гарантировало минимальную зарплату всем без исключения, вне зависимости от пола и возраста.
В США было не так. Впервые минимальная зарплата была установлена там в 1912 году в штате Массачусетс. А в 1913-м эту практику внедрили еще восемь штатов. Но решения о минимальном размере зарплаты касались только работающих женщин и детей. Дело было в позиции профсоюзов. Они выступали категорически против того, чтобы государство гарантировало минимальную зарплату основной рабочей силе — мужчинам, поскольку были жизненно заинтересованы в наращивании количества членов. Получив такие гарантии от государства, полагали профсоюзы, мужчины утратят позыв к вступлению в ряды организованных борцов с работодателями.
В 1923 году минимальная зарплата для женщин и детей была установлена законом в 15 штатах, в Пуэрто-Рико и округе Колумбия. В том же году Верховный суд США признал все эти законы недействительными. И вплоть до 1933 года в США минимальный размер зарплаты вообще никак не определялся — ни на федеральном уровне, ни на уровне штатов.
В разгар Великой депрессии в 1933 году федеральным законом была введена минимальная зарплата для мужчин и женщин. Два года спустя Верховный суд признал этот закон неконституционным. Но минимальный размер оплата труда все-таки определили законом несколько штатов, а в 1938 году такой закон снова был принят на федеральном уровне — минимальная зарплата составила $0,25 в час для тех, «кто занят на предприятиях, деятельность которых затрагивает несколько штатов»; в течение семи лет ставка должна была быть повышена до $0,4 в час.
Минимальная зарплата — максимальный интерес
C началом Второй мировой войны минимальная зарплата стала предметом горячего общественного интереса. Во всяком случае, в 1940 году американская общественность только о ней и говорила. Тогда считалось, что начавшийся экономический бум обусловлен ростом расходов на оборону, которые достигли $2 млрд, а также активностью Британии в приобретении американских товаров военного назначения. Объем выпускаемой продукции относительно 1929-го прибавил 20%. Занятость по сравнению с 1939 годом в связи с военными заказами выросла на 1 млн человек, а в 1941-м, как прогнозировало Министерство труда, должна была увеличиться еще на 500 тыс. В ряде отраслей обозначилась нехватка рабочей силы, особенно в авиационной, где с 1939 года занятость уже выросла вдвое.
Естественно, в оборонных отраслях особую роль играет квалификация персонала, а квалифицированная рабочая сила — это дорогая рабочая сила. Тем более когда она в дефиците. В авиационной промышленности работники под руководством профсоюзов добились максимального результата в повышении минимального уровня оплаты труда. Он вырос с $0,5 до $0,62 в час. Работодатели (которые в оборонных отраслях получали значительную прибыль) в данном случае оказать сопротивление персоналу не смогли.
Федеральные власти в свою очередь увеличили размер минимальной зарплаты до $0,3 в час, напомнив, что в 1945 году будет $0,4. Кроме того, не исключалось, что в отдельных отраслях минимальная зарплата вырастет уже в 1941 году.
В воюющей Британии ситуация с минимальной зарплатой была такая. В начале 1944 году года председатель Национального апелляционного трибунала по угольной промышленности объявил, что для тех, кто трудится под землей, минимальная зарплата повышается до £5 в неделю, а для работающих на поверхности — до £4 и 10 шиллингов. При этом размер минимальной оплаты при работе по субботам и воскресеньям удваивался. Цена угля немедленно выросла (на 3 шиллинга за тонну).
В первую неделю марта шахтеры в Южном Уэльсе прекратили работу в связи с тем, что увеличивалась только минимальная зарплата, а средняя осталась прежней. Бастовали 40 тыс. человек.
К середине месяца добыча угля в Южном Уэльсе упала на 500 тыс. тонн — с учетом тогдашних британских правил экономии топлива этого хватило бы, чтобы в течение года поддерживать огонь в 200 тыс. каминов.
В конце марта шахтеры с перевесом в 17 тыс. голосов проголосовали за то, чтобы вернуться к работе. В апреле власти заключили с ними соглашение: минимальная зарплата остается на уже установленном уровне, а шахтеры не будут требовать повышения средней зарплаты в течение четырех лет. Новость была дополнена статистикой: сообщалось, что британцы тратят 25% заработка на еду, 25% — на напитки и табачные изделия, 10% — на рентные платежи и налоги, 10% — на одежду, остальное — на горючее и «прочие потребительские товары».
США после Второй мировой войны взялись за повышение минимальной зарплаты с удвоенной энергией. Во-первых, стоимость жизни резко выросла, во-вторых, активизировались профсоюзы. Минимальную зарплату сначала подняли до $0,75, а в 1968 году, в разгар войны во Вьетнаме, до $1,6. В том же году в список тех, на кого распространялось действие закона о минимальной зарплате, были включены работники розничной торговли, ресторанов и отелей. А в 1974-м к ним присоединились госслужащие и домашняя прислуга общей численностью 7 млн человек. Минимальная зарплата была повышена до $2,3 в час в 1978 году и до $3,35 в 1981-м. Закон 1989 года устанавливал перспективный уровень — $4,25 к 1991 году, но для лиц в возрасте от 16 до 19 лет предусматривалась «тренировочная минимальная зарплата» размером $3,62 в час.
МРОТ в тумане
Существуют два радикально разнящихся мнения относительно минимальной зарплаты. Первое сводится к тому, что повышение минимальной зарплаты заставляет работодателей сокращать численность работников. Таким образом, рост минимальной зарплаты ведет к росту безработицы. Из этой аргументации исходят законодатели 27 штатов США, которые запретили находящимся на их территории городам устанавливать минимальные зарплаты выше уровня, определенного штатом.
Нобелевский результат по экономике Джеймс Бьюкенен заметил: «Ни один физик не согласится с тем, что вода может течь не вниз, а вверх, и точно так же ни один уважающий себя экономист не скажет, что повышение минимальной зарплаты вредит занятости. А если кто-то скажет, то, значит, он просто отрицает, что экономика — наука наравне с физикой, и ему лучше работать адвокатом, защищающим чьи-то идеологические интересы».
Второе мнение заключается в том, что повышение минимальной зарплаты просто увеличивает доходы работников. Работодатели не станут увольнять ценных работников с связи с дополнительными расходами на выплату минимальной зарплаты, ведь поиск и наем ценных работников сами по себе означают расходы, возможно, более крупные. Минимальную зарплату получают тинейджеры, которые вовсе не являются важнейшим элементом на рынке труда. Например, на них в США приходится всего 2% всех отработанных в стране часов.
Противники повышения минимальной зарплаты утверждают, что оно ускоряет рост цен. А сторонники говорят, что получателей минимальной зарплаты нельзя назвать ключевыми производителями товаров и услуг. И что когда в 2013 году в Сан-Хосе, Калифорния, минимальная зарплата была повышена на 25%, цены в ресторанах выросли всего на 1,5%.
Кроме того, сторонники повышения минимальной зарплаты ссылаются на опыт Великобритании и Германии. В Британии общенациональная минимальная зарплата была введена в 1999 году. И специальная независимая комиссия пришла к выводу, что роста безработицы это не вызвало. Ничего страшного не произошло и после повышения минимальной зарплаты в 2016 году. Тогда она (в пересчете на доллары) стала составлять $9,8 в час для лиц старше 25 лет, то есть оказалась заметно больше, чем в США.
В Германии минимальная заработная плата была введена в 2015 году — $10,3 в час. И никаких серьезных изменений в связи с этим на тамошнем рынке труда тоже не наблюдалось.
В свою очередь противники повышения кивают на Францию. Там очень высокая минимальная зарплата, $11,3 в час, и очень высокая безработица — 10% экономически активного населения. Сторонники повышения отвечают: дело тут не в минимальной зарплате, а в очень жестком французском трудовом законодательстве.
Аргументом в пользу значительного влияния минимальной зарплаты на рынок труда служит Дания. Когда датчанину исполняется 18, его минимальная зарплата увеличивается на 40% — до $15 в час. И занятость в этой категории граждан падает на треть. Потому что работодатели предпочитают нанимать 17-летних, которые в трудовых навыках ничуть не уступают 18-летним, зато им можно платить значительно меньше.
Еще один пример, на который ссылаются противники повышения минимального уровня оплаты труда,— американский Сиэтл. Когда городские власти повысили минимальную зарплату до $13 и заявили о намерении довести ее до вожделенной отметки $15, они заказали Вашингтонскому университету исследование на предмет последствий. В результате выяснилось, что в такой ситуации работодатели в Сиэтле склонны сокращать количество рабочих часов и даже готовы прекратить нанимать новых работников.
Запутанная ситуация с минимальной оплатой труда отражается на позиции международных организаций.
МВФ и ОЭСР очень долго считали наличие минимальной зарплаты, которая имеет свойство расти, вредным для занятости — исходя как раз из той логики, что предприниматели будут на занятости экономить.
Однако в последнее время (в том числе с учетом опыта Великобритании и Германии) и МВФ, и ОЭСР настоятельно рекомендуют своим членам использовать минимальную зарплату: указывается, что она является средством повышения благосостояния граждан и свидетельствует о сбалансированной политике на рынке труда. Но все-таки минимальная зарплата не должна быть очень уж высокой, говорится в рекомендациях.