Нефтяной кризис повесили на сланец
Мониторинг рынков сырья
Главной причиной 70-процентного обвала цен на нефть в 2014–2016 годах, третьего значительного падения со времен Второй мировой войны, стало резкое увеличение добычи и эффективности производства сланцевой нефти в США, говорится в рабочем докладе Всемирного банка (ВБ) о причинах и последствиях последнего нефтяного кризиса. Это событие положило конец длительному периоду высоких цен на нефть, продолжавшемуся с 2003 года на фоне роста спроса со стороны Китая и других развивающихся рынков: хотя в 2017–2018 годах нефть отыграла часть потерь, баррель по-прежнему остается дешевле, чем в среднем в 2011–2014 годах.
Сланцевая нефть производства США составляет лишь 6% мировой добычи, но именно она обеспечила почти половину роста глобальной добычи в 2010–2014 годах, причем скорость этих изменений оказалась недооценена аналитиками: Международное энергетическое агентство дважды пересматривало свой прогноз по США, напоминают в ВБ. Кроме того, этот феномен оказался в тени из-за геополитических потрясений на Ближнем Востоке: конфликта в Ливии, иранских санкций и опасений перебоев с поставками иракской нефти. Однако в 2014 году эти опасения рассеялись, а добыча сланцевой нефти продолжила рост до пикового значения — 5 млн баррелей в сутки в конце 2014 года, причем рост производства в США превысил весь рост мирового спроса. Решение же ОПЕК в ноябре 2014 года отказаться от контроля цен укрепило мнение рынка о значительном избытке предложения. Впрочем, слабый рост глобальной экономики во второй фазе кризиса — в течение 2015 года — означает, что спрос также сыграл свою роль в его генезисе, отмечают в ВБ.
Оценивая последствия кризиса, в банке указывают, что подешевевшая нефть не вызвала ожидаемого оживления мировой экономики из-за экономической ребалансировки в Китае и резкого сокращения инвестиций в США на фоне замедления энергетического сектора страны и укрепления доллара. Хотя страны-экспортеры с гибким обменным курсом и сравнительно большим фискальным буфером справились с кризисом лучше других, для большинства производителей перспективы среднесрочного роста экономики и налоговой выручки остаются негативными. При этом фундаментальные изменения нефтяного рынка делают возврат к высоким ценам маловероятным, им необходимо активизировать структурные реформы и диверсификацию экономики, полагают в ВБ.