Беспилотные автомобили готовят к испытаниям
Тестирование новой технологии могут легализовать
Минпромторг вместе с другими регуляторами и участниками рынка разрабатывает документы, которые могут легализовать испытания беспилотных автомобилей. На законодательные изменения в этой сфере рассчитывает в том числе «Яндекс», в котором сетуют, что отсутствие испытаний технологически отбросит Россию от остального мира. Сейчас беспилотные автомобили испытывают только под контролем водителя.
Минпромторг, МВД и Росстандарт при участии Агентства стратегических инициатив, Российской венчурной компании, профильной рабочей группы и инфраструктурного центра AutoNet разрабатывают приказ, устанавливающий «порядок представления документов на проведение испытаний транспортных средств с повышенной степенью автоматизации», а также критерии участия в испытаниях водителя, сообщили “Ъ” в Минпромторге. Это предусматривает «дорожная карта» по направлению AutoNet Национальной технологической инициативы, пояснили в министерстве. Подготовить такие документы также ранее поручил Минпромторгу и Центральному научно-исследовательскому автомобильному и автомоторному институту (НАМИ) первый вице-премьер Игорь Шувалов по итогам совещания с представителями госорганов и интернет-компаний 19 марта. «Ответ Минпромторга прорабатывается в аппарате правительства»,— пояснил “Ъ” представитель Игоря Шувалова. В пресс-службе НАМИ на запрос не ответили.
«Дорожную карту» по AutoNet правительство утвердило 29 марта, а 24 апреля утвердил президиум совета по модернизации экономики и инновационному развитию под председательством премьер-министра РФ Дмитрия Медведева. Согласно документу, к 2035 году доля компаний—участников AutoNet на мировом рынке должна составить 9,2%, или $1,1 трлн, а объем экспорта — вырасти с $1,4 млрд в 2017 году до $241,6 млрд. До 2021 года рабочая группа рынка AutoNet, в которую входят «Яндекс», АвтоВАЗ, «Автодор», Внешэкономбанк, Sollers, «МегаФон» и др., планирует поддержать до 100 стартапов и 30 средних предприятий, из которых к 2035 году «должны вырасти пять национальных чемпионов», следует из «дорожной карты».
Технологию управления беспилотным автомобилем не первый год разрабатывает «Яндекс»: в компании уверены, что такие машины могут появиться на российских дорогах «в самом ближайшем будущем». «У нас уже высокий конкурентный уровень технологии. Наши прототипы могут выполнять движение по маршруту как в городе, так и на полигоне, но, чтобы развиваться дальше, нужна возможность масштабировать процесс тестирования в городских условиях»,— объясняют в «Яндексе». Сейчас законодательство этого не допускает, сетует представитель компании. «Без соответствующего законодательного регулирования мы рискуем отстать от остального мира, где в 55 городах уже в том или ином виде разрешено тестирование автомобилей с повышенной автоматизацией»,— отмечает он. Кроме того, в действующем российском законодательстве отсутствует правовая регламентация порядка допуска таких прототипов к испытаниям на дорогах общего пользования, добавляет представитель «Яндекса». Компания предлагает определить такой порядок, а также разработать и издать нормативный акт, определяющий требования к безопасности в этой сфере.
Как относятся к беспилотным автомобилям в мире
Несмотря на инициативы участников рынка, в ближайшие годы на дорогах Москвы полностью беспилотный автомобиль «точно не появится», уверен заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Евсин. «Уже сейчас рядом с Садовым кольцом ездят беспилотные автомобили "Яндекса". Но в таком автомобиле пока еще сидит человек, который отвечает за все, что произойдет»,— заявил он в ходе выступления на конференции “Ъ” «Smart City: внешний периметр. Smart ЖКХ». По мнению господина Евсина, перспектива, когда на производителя такого автомобиля можно будет возложить ответственность за его безаварийное движение,— «это скорое будущее, но не ближайших двух-трех лет».
Впрочем, как рассказал в недавнем интервью “Ъ” глава ГИБДД России Михаил Черников, «Яндекс» уже официально обращался за разрешением тестирования беспилотного автомобиля в УГИБДД по Москве, но начальник управления Виктор Коваленко согласия не дал. «Был дан категорический отказ, потому что сегодня большой риск выпускать такие машины на улицы. Есть площадки, полигоны, закрытые участки улиц — пожалуйста, можете тестировать, до тех пор пока не появятся результаты, что все безопасно и машину можно выпускать в движение»,— пояснил господин Черников.