Вперед проторенной дорогой
Правительству поручено развивать инфраструктуру имеющимся инструментарием
Инфраструктурный блок первого указа нового президентского срока Владимира Путина подтвердил актуальность всех крупных проектов последних лет, которыми занималось правительство,— от ипотеки и развития транзитных коридоров до строительства дорог и решения мусорной проблемы. Кроме одобрения «инфраструктурной ипотеки» для автодорог, принципиально новых решений в нем не предполагается.
Конструкция «инфраструктурного» блока первого «экономического» указа Владимира Путина — к нему можно отнести разделы, посвященные стройке, экологии, автодорогам и развитию транспортной и энергетической сети,— предполагает использование наиболее эффективных трендов, проявившихся при прежнем правительстве Дмитрия Медведева, новым кабинетом министров.
Так, в первую очередь Кремль намерен продолжить реализацию наиболее успешного в последние годы ипотечного проекта, поддерживающего падающую с 2014 года строительную отрасль. Ипотечные ставки, как рассчитывают власти, к 2024 году снизятся ниже 8% (9,73% в первом квартале 2018 года) при росте объемов стройки в полтора раза, до 120 млн кв. м в год. Процесс должен сопровождаться переходом от долевого к проектному финансированию строек (ушедшее вчера в отставку правительство запустило проект по отказу от долевого строительства через три года) и развитием рынка ипотечных ценных бумаг (этим активно занимается АИЖК) — и обеспечить технологическое перевооружение отрасли. Также ипотечный бум должен стать драйвером повышения комфортности городской среды, что естественным образом произойдет за счет как роста качества жилья в новостройках, так и развития городской инфраструктуры и сокращения аварийного фонда — хотя пока объемы «нового» аварийного жилья растут быстрее (12,2 млн кв. м), чем сокращается старое, признанное таковым до 2012 года (11,2 млн кв. м), механизм расселения еще предстоит разработать.
В связи с обострением экологических проблем новому правительству предстоит ликвидировать все несанкционированные свалки в границах городов. Отчасти эту проблему призван был решить проект «Чистая страна», предполагающий масштабное строительство «Ростехом» мусоросжигательных заводов в Московской области и Татарстане (оно должно завершиться в 2022 году),— хотя формулировка допускает и обсуждаемый сейчас, например, Москвой вынос свалок за пределы населенных территорий. Мусорной проблемой экологическая тема не ограничивается — как и в случае с аварийным жильем, список задач будущего кабинета расширяется едва ли не быстрее, чем сокращается: правительству предстоит обеспечить кардинальное снижение уровня загрязнения воздуха в крупных промышленных городах и заняться оздоровлением крупных рек и озер, а также создать 24 новых заповедника общей площадью 5 млн га.
Также обновленному кадровому составу Белого дома предстоит активно заниматься дорожным строительством — при этом указ фиксирует поддержку активно продвигаемой Минэкономики идеи инфраструктурной ипотеки (строительства дорог на средства, привлеченные в кредит под гарантии государства), а также контрактов жизненного цикла (когда предметом закупки становятся не строительные работы, а обеспечение существования дороги на указанный срок). Чтобы у регионов были средства на дороги, к 2024 году в их бюджеты должны вернуться все 100% акцизов на ГСМ (сейчас — 57,1%, правительство забрало часть акцизов у регионов после их повышения). Отметим, перспективы инфраструктурной ипотеки во многом зависят от разрешения споров между Минфином и Минэкономики и будущего места работы министра экономики Максима Орешкина.
Эти планы выглядят наиболее обеспеченными ресурсами: рост ипотеки и городов действительно в состоянии обеспечить сопутствующее развитие дорог и решение части экопроблем. Но это только часть инфраструктурных планов Кремля: в целом они предполагают расширение и модернизацию всей транспортной инфраструктуры за счет международного спроса на транзит грузов. Так, до 1 октября правительству поручено утвердить план, предусматривающий развитие грузовых транспортных коридоров «Запад—Восток» и «Север—Юг» (в том числе за счет маршрута «Европа—Западный Китай»), рост мощностей морских портов и грузопотока Севморпути до 80 млн тонн (по итогам 2017 года составил 10,7 млн тонн, предполагается наращивать его за счет СПГ-проектов НОВАТЭКа, см. “Ъ” от 20 октября 2017 года). Мощность БАМа должна вырасти до 180 млн тонн — этот рост уже заложен в планы РЖД, учитывающие расширение экспортных поставок в страны АТР угля и прочего сырья (см. “Ъ” от 30 августа 2017 года). Объем контейнерного транзита в целом должен вырасти в четыре раза. Логистику предполагается развивать и за счет формирования узловых грузовых мультимодальных транспортно-логистических центров. На эту задачу накладывается и необходимость гарантированного обеспечения электроэнергией, в том числе за счет электрификации транспортных коридоров «Запад—Восток» и «Север—Юг», БАМа и Транссиба — однако именно многослойность схемы и ее зависимость от внешней конъюнктуры вызывает вопросы в отношении ее реализуемости: в отличие от ипотечных ставок, возможности Белого дома влиять на мировую логистику значительно ограничены.