Климат подождет
РФ не спешит с ратификацией Парижского соглашения
“Ъ” стали известны приоритеты климатической политики РФ на ближайшее время, которые уходящее правительство намерено оставить новому составу кабинета. Российские ведомства (включая Минприроды) рекомендуют не спешить с ратификацией Парижского климатического соглашения. Основным методом углеродного регулирования выбрана поддержка проектов по снижению выбросов парниковых газов — с одновременной разработкой механизмов компенсации вредных выбросов за счет лесных проектов.
В распоряжении “Ъ” оказались переписка и протоколы совещания ведомств по теме корректировки утвержденного в 2016 году «Комплекса мер по совершенствованию госрегулирования выбросов парниковых газов и подготовки к ратификации Парижского соглашения». Судя по этим документам, позиция большинства ведомств такова: более ранняя, чем планировалось, ратификация (ее, по данным “Ъ”, не раз предлагало Минэкономики) не нужна. Вместо этого необходимо дождаться финальной разработки международных правил действия соглашения (должны быть готовы осенью 2018 года) и уже потом принимать решение о ратификации.
Поясним, что Парижское соглашение (ПС) ратифицировали уже 176 стран из 195 подписавших. Кроме РФ из крупных эмитентов этого не сделала Турция, выступающая против ее включения в список условно развитых стран, которые не могут получать средства международных зеленых фондов. Напомним также, что в прошлом году Дональд Трамп объявил о планах США выйти из ПС (процесс занимает четыре года, поэтому пока страна остается участником соглашения).
Судя по министерским документам, ключевым подходом РФ к углеродному регулированию остается поддержка проектов по снижению выбросов парниковых газов (ПГ, см. “Ъ” от 22 марта). Также разрабатываются правила «механизмов компенсации выбросов ПГ». Речь прежде всего идет о возможности реализации лесных проектов для компаний — с целью вычета поглощенной эмиссии за счет лесопосадок (споры бизнеса и Минприроды по поводу «лесной методики», а именно способов подсчета поглощаемых выбросов, до сих пор продолжаются).
Ряд экспертов опасаются, что промедление с ратификацией может негативно сказаться на международной репутации России и на ее дальнейшем участии в разработке правил нового климатического режима. По их мнению, вырастут и потенциальные риски для российских углеродоемких отраслей. «Соглашение не накладывает на РФ никаких дополнительных обязательств — цели по снижению выбросов мы разрабатываем и отправляем в ООН самостоятельно,— сказал “Ъ” руководитель программы "Климат и энергетика" WWF России Алексей Кокорин.— От ратификации зависит лишь то, есть ли у нас шансы на международные проекты — от них лучше не отказываться. Да и политически быть вместе с Трампом против всего мира довольно неумно».
Источник в «Деловой России» считает крайне важной возможность участия РФ в утверждении правил ПС уже на правах стороны соглашения. По его мнению, для российского бизнеса главная опасность заключается не в самом соглашении, а в установлении жестких международных требований по регулированию выбросов вне его рамок. Напомним, что первые шаги к международному регулированию выбросов уже сделаны на уровне ICAO (Международная организация гражданской авиации, см. “Ъ” от 13 февраля). Также на апрельском заседании Международной морской организации (IMO) был утвержден и план сокращения парниковых газов в судоходстве на 50% к 2050 году (от уровня 2008-го). Ранее чиновники Евросоюза заявляли, что рассматривают возможность не заключать торговые соглашения со странами, не ратифицировавшими ПС, на уровне ВТО уже запущены консультации по внедрению зеленых показателей в международную торговлю (см. “Ъ” от 12 февраля). Для России риски такого регулирования высоки — в условиях фактического отсутствия у нас полноценно работающей национальной системы мониторинга, отчетности и верификации выбросов (напомним, что соответствующий законопроект, разработанный еще в конце минувшего года, завис — в том числе из-за критических отзывов РСПП). Источник “Ъ” в РСПП тем временем говорит о «многих факторах неопределенности» и «отсутствии консенсуса» в текущем ходе международных климатических переговоров — приходя к выводу, что «в этой ситуации торопиться с ратификацией РФ все-таки не стоит».
Зеленым фондам не хватает денег
Одновременно со сложностями ратификации Россией Парижского соглашения на завершившейся очередной сессии климатических переговоров ООН по климату в Бонне обострились финансовые проблемы глобального климатического режима. В условиях отказа США участвовать в поддержке зеленых фондов ООН средств финансирования развивающихся стран стало недоставать еще больше.
На сессии в Бонне представители стран продолжили работу над правилами соглашения (прежде всего в области отчетности по выбросам, а также реализации проектов продажи или передачи квот на выбросы друг другу в рамках разрабатываемого сейчас нового экономического механизма устойчивого развития). По словам руководителя программы «Климат и энергетика» WWF России Алексея Кокорина, наблюдавшего за переговорами, ключевая проблема международного климатического режима в данный момент — финансирование. Особенно в условиях, когда США отозвали свое участие в Зеленом климатическом фонде (поддерживающем проекты по снижению выбросов и адаптации к изменению климата в развивающихся странах), сославшись на то, что крупнейший эмитент парниковых газов в мире — Китай — не обязан отчислять средства в этот фонд.
Китай в свою очередь продолжает заявлять, что еще является развивающейся страной, приоритетами для которой остается снижение выбросов в самой КНР, а также дальнейшее повышение качества жизни. В условиях растущего недостатка средств развитые страны предлагают вовлекать в климатическое финансирование страховой бизнес, финансируя программы адаптации через страхование. «РФ же на переговорах почти все устраивает, страна остается “посередине” между спорами о климатическом финансировании, являясь добровольным донором»,— комментирует эксперт.