Программа без споров
Белый дом представил недискуссионный план действий на ближайшие годы
Новое правительство на Петербургском международном экономическом форуме (ПМЭФ) неожиданно представило вполне цельный план действий как минимум до конца года. Его основные положения — создание бюджетного Фонда инфраструктурных инвестиций объемом в 3% ВВП до 2024 года, умеренный рост госдолга и вице-премьеры, лично курирующие 12 нацпроектов, неизменность налогов на ближайшие шесть лет, быстрое завершение пенсионной реформы, ускоренное решение проблем «плохих долгов», трансформация ВЭБа, наращивание вложений партнеров РФПИ в экономику РФ и запуск специнвестконтрактов новой версии — в том числе для внутренних инвесторов.
Напомним, программа ПМЭФ создавалась организатором, фондом «Росконгресс», в условиях плановой смены правительства после президентских выборов, и программные выступления топ-менеджеров правительства 24–26 мая на ПМЭФ были совершенно не гарантированы — Белый дом на своем первом заседании в новом составе обсуждал не их, а исполнение бюджета прошлого года. Тем не менее из публичных и непубличных выступлений на форуме первого вице-премьера Антона Силуанова, вице-премьера Татьяны Голиковой, министра экономики Максима Орешкина, представителей Минпромторга, Минфина и ряда других ведомств и структур уже к вечеру 24 мая стала понятна совершенно определенная стартовая программа нового правительства Дмитрия Медведева. Она предъявлена ПМЭФ практически без дискуссий, как данность, и де-факто не оспаривалась и в ходе форума — значительную часть законодательных решений, в том числе налоговых, Госдума должна принять до июля 2018 года, часть — осенью, по данным “Ъ”, основные положения вносимых правительством проектов Белый дом может начать обнародовать уже на следующей неделе.
Антон Силуанов на утренней сессии ПМЭФ сделал важнейшее для бизнеса заявление: правительство повторит опыт предыдущего и не будет изменять налоги в течение шести лет, до 2024 года; возможна лишь «тонкая настройка» летом 2018 года, не влияющая на основные положения и уровень налоговой нагрузки. Исходя из слов Татьяны Голиковой, не будет меняться и уровень платежей в соцфонды, несмотря на то что реформа пенсионной системы, видимо, неизбежна. При этом, по данным “Ъ”, правительство не будет реанимировать старую схему работы накопительного компонента пенсионной системы, заменив ее схемой индивидуального пенсионного капитала Минфина и ЦБ — добровольной и гарантированной государством. Правительство при этом рассматривает возможность быстрой и полной передачи топливных акцизов регионам с их снижением (см. “Ъ” от 23 мая).
Схема «инфраструктурной ипотеки» (термин, от которого правительство отказалось, заменив термином «инфраструктурная концессия») трансформировалась в Белом доме в бюджетный Фонд инфраструктурных инвестиций, или Инфраструктурный фонд (ИФ). Объем его за шесть лет (2019–2024 годы) составит до 3 трлн руб., или 0,5% ВВП в год, ИФ будет инвестировать только в объекты «магистральной» инфраструктуры (преимущественно логистической). Наполняться фонд будет займами в основном на внутреннем рынке, хотя Минфин не исключает и выхода на внешний рынок с бондами осенью 2018 года. «Бюджетное правило» сохраняет действие, как и основные «макростабилизационные» решения 2014–2017 годов, хотя возможны небольшие отклонения в политике наполнения и расходования Инфраструктурного фонда. При этом работа ИФ будет временной — постоянным этот бюджетный институт делать не будут.
Следует отметить, что идеи «инфраструктурой ипотеки» больше не конфликтуют и с идеями специнвестконтрактов (СПИК) 2.0 — они будут реализовываться параллельно с 2019 года. Законодательство по СПИК 2.0, предполагающее в том числе соглашения о вложении части новой налоговой прибыли от деятельности инвестора в инфраструктуру, ряд налоговых гарантий и т. д., будет обсуждаться в Госдуме осенью 2018 года. Минфин и Минэкономики, как декларируется, значительно сблизили свои позиции по основным вопросам, в том числе этому, и в будущем будут работать в более тесной связке.
Правила отбора инфраструктурных проектов будут подготовлены летом 2018 года. По данным “Ъ”, возможно подключение к этому процессу ВЭБа, который в четверг возглавил бывший первый вице-премьер Игорь Шувалов, и Российского фонда прямых инвестиций (РФПИ). Последнее может означать, что в проекты ИФ будут соинвестироваться средства партнерств с участием мировых суверенных фондов, созданных РФПИ. По словам Максима Орешкина, в проекты ИФ предполагает инвестировать также Азиатский банк инфраструктурных инвестиций (АБИИ) — видимо, власти допускают сложное структурирование сделок с деньгами ИФ с участием иностранных инвесторов.
Выделение в бюджете ИФ (по сути, аналога федеральной адресной инвестпрограммы) при сохранении «бюджетного правила» не затронет финансирование 12 нацпроектов — фонд не станет «нацпроектом» как таковым. По 12 проектам, которые будут готовы к осени (“Ъ” писал об их приоритетах 15 мая и 24 мая, они в основном социальные), предполагается назначение кураторов из числа вице-премьеров. Исходя из этого, по крайней мере неувеличение оборонных расходов Белый дом в этой конструкции предполагает, иначе невыполнимо «бюджетное правило» и невозможно сохранение таргета по инфляции ЦБ в 4% годовых.
Приход в ВЭБ Игоря Шувалова, возможно, будет означать дополнительную докапитализацию Банка развития, оживление «фабрики проектного финансирования» и, возможно, старт решения проблем «плохих долгов», накопленных в 2014–2017 годах и ранее. РФПИ и Банк России в четверг подписали соглашение, согласно которому предполагается вхождение госинвестфонда в Фонд непрофильных банковских активов (ФНБА) на базе банка «Траст» — в него предполагается передача проблемных активов Автовазбанка, банка «Рост» и Промсвязьбанка на 1,1 трлн руб. Общий объем ФНБА, у которого в перспективе не будет банковской лицензии, составит до 2 трлн руб. Исходя из специализации РФПИ, часть активов будет реализована с участием его партнеров. Речи о передаче в ФНБА каких-либо активов «Открытия» и Бин-банка не шло, впрочем, исключить этого нельзя. Из этого следует, что до 2019 года ЦБ намерен зафиксировать убытки от санации и системно решить проблему «плохих долгов». Судьба таких долгов на балансе ВЭБа пока непонятна, можно предположить, что она станет частью решения.
Наконец, несмотря на достаточно большое число дискуссий по цифровизации на ПМЭФ, каких-либо содержательных заявлений о программе «цифрового правительства» представители Белого дома в четверг не делали, несмотря на выступления в Санкт-Петербурге и профильного вице-премьера Максима Акимова, и главы Минцифры Константина Носкова. Вероятно, на сверхбыстрые решения в этой сфере правительство, в отличие от других сфер, идти не намерено.
Отметим, значительная часть заявленной программы увязана внутри себя и ранее долго обсуждалась в Белом доме. В этом смысле основная идея нового правительства — без дискуссий начать с решения старых проблем, мешающих идти дальше.