Аварийность снизят с помощью плана
Опубликован документ по улучшению безопасности движения до 2024 года
Госавтоинспекция подготовила план реализации стратегии по безопасности движения, призванный определить основные способы снижения аварийности на ближайшие шесть лет. Среди запланированных мер — снижение числа рекламных щитов вдоль дорог, установка в машинах пьяных водителей алкозамков, появление в автомобильных аптечках термоодеял, ужесточение штрафов для водителей-иностранцев, уменьшение скорости движения в населенных пунктах, введение штрафов за нелегальную выдачу медсправок. Результатом должно стать радикальное снижение социального риска — числа погибших на 100 тыс. населения — до уровня Испании и Германии.
Стратегия по безопасности движения до 2024 года, напомним, утверждена в начале года премьером Дмитрием Медведевым: предполагается снижение социального риска (числа погибших на 100 тыс. населения) с 13,4 до 4 к 2024 году и сокращение уровня смертности в ДТП до нуля к 2030 году. Сама стратегия носит рамочный характер, для достижения поставленных задач ГИБДД разработан план с конкретными мерами. Опубликованный во вторник вариант является, по сути, финальным проектом, который пойдет на согласования в министерства, а затем в правительство (крайний срок — 8 июля).
План представляет собой 12-страничный документ-таблицу (о первой его редакции “Ъ” уже сообщал ранее). Все предлагаемые меры поделены на тематические блоки.
Наибольший интерес для водителей представляет блок, посвященный «изменению поведения участников дорожного движения с целью безусловного соблюдения норм и правил дорожного движения». В него вошли: планы по наделению граждан возможностью снимать нарушения на мобильное приложение и отсылать видеоматериалы в ГИБДД (соответствующий закон уже разработан, но еще не принят, софт готовится); проработка вопросов по установке алкозамков (блокируют возможность завести мотор при парах алкоголя изо рта водителя) на автомобили водителей, ранее уже привлекавшихся за пьяное вождение; обязательное «психофизиологическое обследование» (термин не раскрывается) водителей, управлявших транспортом в состоянии опьянения выше определенной степени; совершенствование системы наказаний за нарушение ПДД иностранцами; использование данных системы ЭРА ГЛОНАСС для доказательства нарушений.
Определенный интерес также представляет блок, посвященный «развитию системы оказания помощи и спасения пострадавших в результате ДТП». Сюда вошли, в частности, разработка методов «экстренного информирования участников движения» о необходимости уступить дорогу скорой помощи или оперативным службам, а также включение в состав медицинской аптечки первой помощи так называемых термоодеял — средств для укрытия и переноса пострадавшего в холодное время суток.
Также в документ вошли следующие блоки тем: «Совершенствование системы управления безопасностью дорожного движения» (запланировано, в частности, улучшение учета показателей и статистики), «Повышение защищенности от ДТП и их последствий наиболее уязвимых участников дорожного движения» (запуск систем проката автокресел, оснащение детской одежды, ранцев, сумок и портфелей школьников световозвращателями и ужесточение требований к водителям школьных автобусов), «Совершенствование улично-дорожной сети по условиям безопасности дорожного движения» (приведение в нормативное состояние нерегулируемых пешеходных переходов, обустройство велосипедных дорожек, «минимизация» размещения рекламы вдоль дорог, «оптимизация» скоростного режима в населенных пунктах, ускорение подключения светофоров и освещение к электросетям), «Совершенствование организационно-правовых механизмов допуска транспортных средств и их водителей к участию в дорожном движении» (запуск обмена информацией между ГИБДД и Минздравом о водителях, имеющих противопоказания к вождению, введение штрафов для медкомиссий, незаконно выдающих медицинские справки, наделение инспекторов правом направлять автомобили с неисправностями в автосервис на диагностику).
Дальнейшая судьба плана после отправки в правительства пока не до конца понятна. Выполнение плана, очевидно, должно быть синхронизировано с недавно вышедшим майским указом президента (в нем обозначены в том числе цели в области безопасности движения) и новым нацпроектом по созданию безопасных и качественных дорог (его курирует новый вице-премьер Максим Акимов). Недавно стратегия и план обсуждались в ходе международного форума «Обеспечение безопасности дорожного движения: вызовы и решения». Начальник отдела выработки государственной политики и управленческих решений в области обеспечения безопасности дорожного движения ГИБДД России Дмитрий Митрошин признавался в своем выступлении, что реализовать документ будет «непросто» в связи с тем, что РФ нужно будет достигнуть социального риска уровня Испании и Германии за предельно короткий срок: развитые страны потратили на это 20–30 лет.
Начальник Госавтоинспекции Михаил Черников ранее заявлял, что нулевая смертность к 2030 году — это условно гипотетическая цель, к которой Россия будет стремиться, но далеко не факт, что это получится сделать (такого уровня пока не достигла ни одна страна).
Интересно, за последние несколько лет власти анонсировали в качестве «стратегических» несколько разных планов. К примеру, в августе 2015 года Дмитрий Медведев уже утверждал трехлетний план по борьбе с аварийностью на дорогах, о котором сообщал “Ъ”. Там были прописаны такие меры, как залог за автомобиль при пьяном вождении, ограничение доступа к госуслугам для злостных неплательщиков штрафов, введение ответственности за опасное вождение, введение повышающих коэффициентов на ОСАГО для нарушителей, введение системы накопления нарушений (ошибочно называемой балльной системой). Ничего из вышеперечисленного так и не было реализовано, подготовлены лишь проекты нормативных правовых актов, многие из которых давно внесены в парламент, но даже не выносятся на обсуждение.