ФНС перемещает центры прибыли в РФ
Служба обобщила практику злоупотреблений льготами международных соглашений
Как стало известно “Ъ”, Федеральная налоговая служба (ФНС) подготовила информационное письмо о практике пресечения неправомерного получения преференций по соглашениям об избежании двойного налогообложения. Для получения права пользоваться льготами таких соглашений компаниям необходимо доказывать, что они действительно инвестируют в российскую экономику, что их сделки обоснованны, а вовлечение иностранных компаний базируется «на разумности выбора и обоснованности предпринимательского риска».
Как следует из письма ФНС «О практике рассмотрения споров по применению концепции лица, имеющего фактическое право на доход (бенефициарного собственника)» (есть у “Ъ”), по тяжбам, в которых налоговики заявляют о злоупотреблениях нормами международных налоговых соглашений, уже сформирована заметная правоприменительная практика. Ее сложно назвать слишком комфортной для предпринимателей, но активность ФНС в этой сфере определена поручениями президента по программе деофшоризации экономики.
Как пояснили “Ъ” в ФНС, это уже второе письмо по данной теме. В основу сформированных правовых позиций легло около 20 значимых споров. Новое письмо службы отражает важные тенденции, уточняют в ФНС: оно базируется на принципе места экономического формирования центра прибыли.
По словам собеседника в ФНС, споры иллюстрируют, что преференции не предоставляются, если сделки имеют целью перевод прибыли из-под налогообложения в низконалоговую юрисдикцию.
«В этом случае концепция бенефициарного собственника используется как универсальное средство борьбы со злоупотреблениями. Кроме того, суды дали четкую оценку экономического присутствия — должны быть инвестиции в экономику той юрисдикции, в которой находится компания. Холдинговая деятельность иностранной компании — получателя дохода из России должна иметь признак самостоятельности, быть активной»,— говорит он.
Прежде всего, что показано в письме, в такого рода делах суды предпочитают исходить из принципа преобладания сущности над формой. Освобождения или льготных ставок налогов не стоит ждать тем, кто переводит доход резиденту другого государства, который фактически является подставным лицом и бенефициаром дохода. Кроме того, указывает ФНС, соглашения об избежании двойного налогообложения не работают в случаях, когда стоящие за предоставлением финансирования и выплатой дохода отношения не связаны с привлечением иностранного капитала в российскую экономику, а все действия участников направлены лишь на создание удобного налогового режима.
ФНС доводит до своих региональных управлений и межрегиональных инспекций понимание того, что государство — источник дохода не обязано в силу международных соглашений отказываться от прав на его налогообложение только лишь потому, что он получен резидентом страны, с которой действует соглашение.
Это касается как споров о правомерности применения самих льгот, так и схем по выводу средств в офшоры. Главным в спорах с налоговиками становится оценка деловой цели и правильной квалификации сделок.
Как следует из письма, подозрительным ФНС считает и «искусственное привлечение» иностранной организации — резидента государства, с которым у РФ есть соглашение. Компании должны обосновывать необходимость совершения сделок с вовлечением иностранных структур, «а также предоставлять доказательства разумности сделанного выбора и обоснованности предпринимательского риска». В случае создания иностранной компании российским игроком особое внимание уделяется оценке ее финансово-хозяйственной деятельности. Если налоговики не видят за ней предпринимательской деятельности, они определят ее в качестве технической. При этом только инвестиции в деятельность компаний группы не будут считаться самостоятельным предпринимательством.
Предпринимателям надо доказывать самостоятельную деятельность и то, что получаемый доход используется для создания экономического центра прибыли в иностранном государстве или же что иностранный капитал действительно поступает в российскую экономику. Доход от оказания информационно-консультационных услуг, положительная курсовая разница от купли-продажи валюты, доход в виде высокой процентной ставки по вкладам, разовая покупка привилегированных акций, владение акциями и долями аффилированных компаний признаются несущественными. Кроме того, осуществление операций по приобретению долей компаний не признается подтверждением ведения инвестиционной деятельности в случае, если иностранная компания не принимает участия в деятельности своих приобретений. «Пустые» протоколы собрания совета директоров без конкретных деловых целей и задач также считаются ФНС несущественными.
В качестве примеров ФНС на восьми листах приводит конкретные случаи злоупотреблений. Это в том числе сделки по делу ПАО «Владимирская энергосбытовая компания» (купля-продажа доли в уставном каптале через кипрскую компанию и дальнейшая выплата дивидендов компании, зарегистрированной на Британских Виргинских островах); спор по делу ОАО «Шахта "Полосухинская"» (передача собственности на акции за пределы РФ), тяжба с ООО «Аукционная компания "Союзпушнина"» (иностранная компания — получатель дивидендов выступала в качестве посредника).