Стихи разложили по кадрам

Фестиваль АРТ-ОКНО организовал конкурс кинопоэзии

Фестиваль искусств АРТ-ОКНО провел первый открытый региональный конкурс режиссеров на создание мини-фильмов в необычном жанре экранизации известных стихотворений русских поэтов. Самые успешные сценарии уже отобраны, теперь режиссеры должны приступить к съемочному процессу.

Фото: artoknofest.ru

Первый открытый региональный конкурс прошел в рамках фестиваля «Окно в будущее», который направлен на развитие творческих инициатив и проектов из регионов страны. Главная задача, поставленная перед участниками конкурса,— создать поэтический мини-фильм, глубже раскрыть смысл известных стихотворений, воплотить средствами кинематографа образы, которые у того или иного автора ассоциируются с соответствующими поэтическими строками.

Инициатором мероприятия выступил фестиваль искусств АРТ-ОКНО, учрежденный благотворительным фондом Алишера Усманова «Искусство, наука и спорт». Конкурс проходил на территории Курской, Белгородской и Оренбургской областей, и при этом обязательным условием для участников было составить собственный сценарий по мотивам творчества именно тех поэтов, чьи имена и судьбы так или иначе связаны с местами проведения конкурса. В перечне этих авторов оказались, к примеру, Николай Асеев, Афанасий Фет, Федор Тютчев, Алексей Плещеев — а также Александр Пушкин.

О жанре кинопоэзии еще в середине XX века заговорили во Франции, и именно французы до сих пор активно занимаются созданием таких короткометражных фильмов. В России же создание кинокартин в жанре поэтического мини-фильма уже около двух лет курирует просветительский и образовательный проект заслуженного артиста РФ Анатолия Белого «Кинопоэзия», который выступил партнером конкурса. На данный момент под патронажем «Кинопоэзии» выпущены более пятнадцати мини-фильмов на стихи Пушкина, Маяковского, Цветаевой, Есенина, Ахматовой, Пастернака, Аксакова, Хармса, Саши Черного и Геннадия Шпаликова.

«Наш проект прежде всего нацелен на то, чтобы пробудить интерес и любовь к русской поэзии с помощью искусства кино,— говорит Анатолий Белый.— И в первую очередь "Кинопоэзия" создает свои мини-фильмы для подрастающего поколения, для наших детей, которые могут не просто читать и слушать, но и "смотреть" стихи».

Кинообраз каждого стихотворения индивидуален, и все, начиная от образа, возникшего в голове режиссера, и заканчивая цветокоррекцией, оказывается на усмотрении авторов конкретного фильма. Сам текст исходного произведения может звучать как в кадре, так и за кадром — или же, например, озвучиваться двумя героями в диалоге.

Представленные на конкурс сценарии рассматривало жюри в составе режиссера Ивана Оганесова, сценариста Анастасии Пальчиковой и самого Анатолия Белого. Авторами победивших сценариев стали молодые режиссеры, выпускники отечественных киновузов: Сергей Денисов (сценарий по мотивам стихотворения Фета «Как мошки зарею…»), Руслан Добролюбов (сценарий по мотивам стихотворения Плещеева «Когда твой кроткий, ясный взор…») и Светлана Королева (сценарий по мотивам стихотворения Асеева «Счастье»). Их сценарные идеи пока не разглашаются, однако создатель проекта «Кинопоэзия» уверяет, что молодые авторы проявили немалую креативность и что придуманные ими неожиданные повороты тронули жюри.

«Теперь же совместно с авторами-победителями мы будем работать над созданием фильмов, вместе подберем актеров и съемочные группы»,— подытоживает Анатолий Белый. В создании новых киноработ будут принимать участие деятели искусства из регионов, а на сами съемки организаторы рассчитывают потратить около месяца. Премьера фильмов, созданных режиссерами-победителями, состоится в Москве уже в сентябре.

Инна Морозова

Вся лента