Российские вузы не спешат экспортировать образование
Университетам и институтам посоветовали активнее развивать сайты и соцсети на английском языке
Высшая школа экономики (НИУ ВШЭ) и Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики (НИУ ИТМО) в очередной раз стали лучшими российскими вузами по качеству своих англоязычных сайтов, согласно докладу Российского совета по международным делам (РСМД). В исследовании приняли участие 65 вузов, и хотя более половины из них улучшили свои показатели по сравнению с прошлым годом, у 40% вузов сайты на английском заполнены менее чем на треть. И хотя из 65 участников исследования 62% создали англоязычные аккаунты в соцсетях, лишь 7,7% из них ежедневно публикуют информацию на своих страницах. В связи с этим эксперты РСМД пришли к выводу, что российские университеты по-прежнему «имеют слабую ориентацию на внешний рынок».
Эксперты РСМД включили в рейтинг «Электронная интернационализация: англоязычные интернет-ресурсы российских университетов 2017–2018» (есть в распоряжении “Ъ”) 65 российских вузов, 18 из которых раньше не участвовали в исследовании. Участников исследования оценивали по 108 параметрам, объединенным в 16 смысловых блоков. Например, авторы доклада смотрели, можно ли оставить обратную связь на английской версии сайта или поделиться материалами сайта в соцсетях, и выставляли за каждый пункт по одному баллу.
В аналогичных рейтингах начиная с 2015 года первое и второе места занимали НИУ ВШЭ и НИУ ИТМО. Нынешний год не стал исключением: два вуза продолжают активнее всех развивать свои сайты: НИУ ВШЭ набрал 103 из 108 возможных баллов, а НИУ ИТМО — 87. На третьем месте второй год подряд остается Томский государственный университет (ТГУ), в текущем году набравший 76 баллов и потерявший 2 балла с прошлого года. При этом в последнем докладе ТГУ разделил третье место с Уральским федеральным университетом.
По сравнению с прошлым годом в первую десятку прорвался Новосибирский национальный исследовательский государственный университет, улучшивший свои результаты на 20 баллов, в то время как Дальневосточный федеральный университет и Национальный исследовательский Нижегородский государственный университет им. Н. И. Лобачевского покинули список лидеров.
С одной стороны, авторы доклада отмечают, что «большинство университетов продолжают активно развивать свои интернет-порталы». Так, из 47 университетов, анализ англоязычной версии сайтов которых ведется с 2017 года, 27 университетов (57,6% от общего числа) улучшили свои показатели. С другой стороны, у 40% вузов сайты на английском заполнены менее чем на треть, и среди них, в частности, оказался МГУ им. М. В. Ломоносова. На английских версиях сайтов большинства вузов нельзя узнать об их образовательных программах, основных показателях, известных выпускниках и карьерных перспективах по окончании заведения. В связи с этим исследователи приходят к выводу, что «российские университеты имеют слабую ориентацию на внешний рынок» и «еще меньшую ориентацию — конкретно на иностранных выпускников и работодателей», а также на международные рейтинговые агентства, «которые в наибольшей степени используют в своем анализе данные из раздела "Основные показатели"».
В докладе отдельно отмечается, что некоторые «крупные и известные» вузы «слабо отражают свой потенциал на англоязычных сайтах».
«Бросается в глаза относительно низкое положение таких известных университетов, как Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана и Московский государственный институт международных отношений МИД России».
Впервые РСМД отдельно проанализировал сайты университетов—участников государственных проектов «5–100» и «Экспорт образования», которые направлены на «укрепление конкурентных позиций» российских вузов «на глобальном рынке образовательных услуг». Среди задач проектов — продвижение исследовательских услуг, привлечение зарубежных студентов и молодых научно-педагогических кадров, однако менее четверти университетов—участников программ справляются с ними, заключают эксперты РСМД. Большинство вузов из этих проектов либо не завели сайты на английском, либо дали на них только базовую информацию, которая «представлена настолько скудно, что можно говорить о ее фактическом отсутствии для целевых аудиторий».
Помимо этого многие участники исследования практически не занимаются своими соцсетями на английском языке.
Эксперты РСМД изучили страницы 65 вузов в соцсетях и выяснили, что, с одной стороны, у 42 из них (62%) есть аккаунты в Facebook, «Вконтакте» или Twitter, полностью или на две трети переведенные на английский. С другой стороны, большинство страниц обновляются редко: только 7,7% вузов ежедневно публикуют на них информацию, на страницах некоторых университетов новые посты могут не появляться в течение года.
Все попавшие в рейтинг вузы разбили на три группы: лидеры, догоняющие и отстающие. Каждой из них дали рекомендации, как дальше развивать интернет-ресурсы на английском языке. Например, «лидерам» посоветовали сосредоточиться на развитии разделов «История», «Выпускники», «Карьера», «Основные показатели», «Партнеры», а также «создать более детализированные интернет-страницы или отдельные сайты факультетов, департаментов и иных подразделений».
Догоняющим стоит обратить внимание на разделы «Библиотека», «Выпускники», «Карьера», «Образовательные программы». В частности, стоит включить информацию об учебных курсах в описание каждой образовательной программы, а также рассказать о профессорско-преподавательском составе. Группе отстающих традиционно посоветовали заполнить хотя бы базовые разделы вроде информации об университете, о поступлении и социальной жизни вуза.