Режиму нераспространения очертили границы
Москва обвиняет Вашингтон в подрыве ключевого международного договора
Не будь Договора о нераспространении ядерного оружия (ДНЯО), подобным видом вооружений к сегодняшнему дню могли бы обзавестись до 50 стран. Об этом заявил заместитель главы МИД РФ Сергей Рябков на конференции, посвященной 50-летию со дня открытия ДНЯО к подписанию. Между тем, по его словам, этот договор сталкивается с множеством вызовов, среди которых неясные перспективы иранской ядерной сделки, невозможность вступления в силу договоренностей о запрещении ядерных испытаний, отсутствие прогресса в создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Во всех этих проблемах РФ винит США. Представитель Госдепа вступать в спор не стал, пообещав передать претензии Москвы в Вашингтон.
«ДНЯО существенным образом ограничил политические и экономические возможности для создания или приобретения ядерного оружия. Не будь договора, ядерным оружием к настоящему моменту могли бы обзавестись до 50 стран,— заявил вчера Сергей Рябков.— И хотя мы не можем полностью исключить появления новых государств с военным ядерным потенциалом, тем не менее без ДНЯО ситуация была бы гораздо хуже». Высокопоставленный дипломат выступал на конференции, приуроченной к 50-летию договора (он был открыт для подписания 1 июля 1968 года). Мероприятие организовал Центр энергетики и безопасности совместно с МИД РФ.
Напомним, официальными ядерными державами, согласно ДНЯО, считаются Россия, США, Китай, Великобритания и Франция. Также считается, что ядерное оружие есть у Израиля, Индии, Пакистана и, вероятно, у Северной Кореи. Вместе с тем Сергей Рябков констатировал, что договор, членами которого является 191 страна, сталкивается с целым рядом серьезных проблем. Из его выступления следовало, что большинство из них так или иначе связаны с действиями или позицией США (и некоторых их союзников). В частности, заместитель главы МИД РФ заявил о негативном влиянии на режим нераспространения ядерного оружия решения США о выходе из иранской сделки.
Напомним, 8 мая президент Дональд Трамп объявил, что США больше не будут придерживаться договоренностей с Ираном по ядерной программе последнего, достигнутых шестеркой международных посредников (РФ, США, Китай, Великобритания, Франция, ФРГ) в 2015 году. Назвав иранскую ядерную сделку «катастрофой», хозяин Белого дома сообщил о намерении восстановить американские санкции против Ирана и стран, ведущих бизнес с ним.
«Весьма вольное обращение американских коллег с международными соглашениями, включая одностороннюю корректировку своих национальных, но по каким-то причинам переставших быть удобными обязательств, способно привести к тяжелым последствиям для режима ядерного нераспространения»,— посетовал Сергей Рябков. При этом он предупредил, что неясность перспектив иранской ядерной сделки «может иметь негативную проекцию на появившиеся перспективы урегулирования ситуации вокруг Корейского полуострова».
Раскритиковал заместитель главы МИД РФ и позицию США по Договору о всеобъемлющем запрещении ядерных испытаний. Это соглашение, разработанное 20 лет назад, до сих пор не вступило в силу, потому что восемь стран, включая США, не ратифицировали его. При этом из обнародованного недавно «Обзора ядерной политики США» следует, что администрация Дональда Трампа и не планирует ратифицировать этот договор. Сергей Рябков назвал сложившуюся ситуацию «весьма тревожной» и призвал ратифицировавшие договор страны перестать закрывать глаза на то, что США создают у себя условия для «ускоренного возобновления ядерных испытаний».
Возмущает Москву и отсутствие прогресса в создании на Ближнем Востоке зоны, свободной от оружия массового уничтожения. Резолюция о необходимости создания такой зоны была принята в 1995 году на конференции по рассмотрению действия и продлению ДНЯО. Россия наряду с США и Великобританией выступила одним из соавторов этого документа. Однако до сих пор не удалось собрать даже конференцию для обсуждения этой инициативы, что раздражает некоторые страны региона. Сергей Рябков вчера посетовал, что США ставят под сомнение работу по реализации принятой резолюции и «обставляют прогресс на этом направлении рядом предусловий, в том числе не имеющих отношения к ДНЯО и договоренностям 1995 года».
Присутствовавший на вчерашней конференции заместитель посла США в РФ Энтони Годфри взял слово, однако с российским коллегой спорить не стал. «Я передам ваши озабоченности в Вашингтон»,— сказал он.
Стоит отметить, что при всех разногласиях между Россией и США в ядерной сфере есть и то, что их объединяет: обе страны выступают категорически против инициативы по запрещению ядерного оружия. Напомним, 20 сентября 2017 года на площадке ООН был открыт к подписанию Договор о запрещении ядерного оружия (ДЗЯО). Его уже подписали 59 стран и предварительно одобрили еще 63 государства. России и США среди них не было.
Сергей Рябков назвал ДЗЯО «преждевременной» инициативой. «Сокращение ядерных арсеналов происходит не в вакууме, а в условиях современного мира, который становится все более непредсказуемым и турбулентным. Поэтому мы призываем подходить к задаче ядерного разоружения трезво и реалистично»,— сказал он. Под этим мог бы подписаться и любой представитель Госдепа.