С государством не поспоришь
Андрей Райский об инициативе создания судебных примирителей
На этой неделе Госдума, озаботившись развитием внесудебных способов разрешения споров, рассмотрела инициированный Верховным судом РФ (ВС) законопроект о создании института судебных примирителей. Разработчик объяснил его актуальность желанием стимулировать использование альтернативных процедур урегулирования споров в России, чтобы разгрузить заваленные исками госсуды. Впрочем, на поверку оказалось, что примирители очень похожи на уже имеющихся в системе медиаторов, а различия противоречат законодательству.
Предполагается, что прибегнуть к услугам судебных примирителей можно добровольно, причем через эту процедуру стороны приходят ровно к тем же итогам, что и в медиации: мировому соглашению, отказу от иска или его признанию, соглашению об обстоятельствах дела и другим. В случае неудачи дело вернется в суд. Основное же отличие, да и загвоздка тоже, в выборе судьбоносного посредника — если в медиации стороны вольны привлечь любое лицо, то в судебном примирении будет ограниченный список, утверждать который планирует пленум ВС.
И вот здесь начинается, пожалуй, самое интересное — по законопроекту примирителями могут быть судьи в отставке, а также действующие работники аппарата суда с юридическим образованием и пятилетним стажем. Противоречие закону «О судебной системе РФ» в той части, что работники аппарата суда должны обеспечивать его работу, а не содействовать в разрешении споров, отметили в своих отзывах на законопроект и правительство, и государственно-правовое управление президента, и профильный комитет Госдумы. Но одобрить документ в первом чтении это не помешало.
Юристы в соцсетях уже назвали законопроект «противоречащим здравому смыслу» и «работой в стол», поскольку единственным мотивационным пряником для тяжущихся документ оставляет возврат пошлины (30–70%) в случае успешного судебного примирения. Интересно еще и то, что аппаратным работникам суда, в отличие от судей в отставке, платы за посредничество не предусмотрено. Не говорится и о праве примирителя отказаться от конкретного спора, упоминается лишь о согласии на включение в список. Вероятно, предполагается, что работники суда будут бесплатно мирить спорящих в свободное от основной работы время.
Вкупе с тем, что третейская реформа уже привела к тотальной проверке Минюстом всех желающих стать арбитрами, идея сделать судебных работников примирителями и утверждать их списки в ВС создает риск полного огосударствления альтернативного урегулирования споров в РФ, чего все так опасались еще каких-то три года назад. Осталось только отменить медиацию и сделать судебное примирение обязательным.