Слишком выживающе
На экранах «Во власти стихии» Бальтасара Кормакура
В прокат выходит фильм Бальтасара Кормакура «Во власти стихии» (Adrift) — основанная на реальных событиях драма об океанском кораблекрушении. Рассказывает Юлия Шагельман.
Тами Олдэм-Эшкрафт (Шейлин Вудли) с детства была одержима жаждой странствий, несмотря на старания ее матери обеспечить дочке образование и относительно нормальную семейную жизнь. В 18 лет Тами сбежала из дома, а в 24, в 1983 году, судьба занесла ее на Таити — без особых целей и на неопределенное время. Там она познакомилась с симпатичным англичанином Ричардом (Сэм Клафлин), таким же романтиком без руля и ветрил, правда, с собственной яхтой, пусть и маленькой. Предложение вместе отправиться в кругосветку поступило еще раньше, чем предложение руки и сердца, а вскоре подвернулся и способ заработать на путешествие: богатые друзья Ричарда попросили его перегнать в Калифорнию их роскошную яхту, пообещав за это $10 тыс. и два обратных билета первым классом.
Роман разворачивается на фоне тропического рая, сладостного, как реклама шоколадки с кокосом. Но спустя пару дней после выхода в океан яхта попадает в сокрушительный шторм, и хотя оба героя остаются живы, ситуация складывается дрянная: судно наполовину разрушено, связь не работает, а у Ричарда сломаны ребра и нога, так что Тами, имеющей совсем небольшой мореходный опыт, приходится в одиночку управлять судном, да еще и заботиться о возлюбленном.
Исландский режиссер Бальтасар Кормакур — большой специалист по экстремальным природным явлениям и сильным характерам. Его фильм «Пучина» (2012), который выдвигался от Исландии на премию «Оскар», но не прошел дальше шорт-листа, рассказывал реальную историю о выживании рыбака, спасшегося при кораблекрушении, в ледяном океане. «Эверест» (2015), снятый на английском с голливудскими актерами,— это суровая драма об альпинистах, также частично основанная на реальных событиях.
В новом фильме Кормакур снова заходит на ту же территорию, привлекая для съемок одного из лучших современных операторов Роберта Ричардсона, на счету которого три «Оскара» (за «Джон Ф. Кеннеди: Выстрелы в Далласе» Оливера Стоуна, «Авиатора» и «Хранителя времени» Мартина Скорсезе), еще шесть номинаций и список картин, который читается как история кинематографа. Визуальное решение фильма — от пейзажей Таити и пышных морских закатов до весьма реалистичных картин шторма (хотя тут, конечно, не обошлось без спецэффектов) и подводных съемок — действительно впечатляет.
Сам же долгий путь к спасению смотрится здесь гораздо менее драматично, чем, скажем, в фильме «Не угаснет надежда» (2013), где герой Роберта Редфорда все час сорок минут экранного времени не мог спокойно присесть и выдохнуть, чтобы на него не свалилось очередное бедствие. Тами довольно быстро устраняет самые крупные последствия урагана, залатав яхту клейкой лентой, установив на место одну из мачт и проложив курс в сторону Гавайев. Дальше ее противниками остаются только время, пространство и собственная сила воли, иногда отказывающая от усталости. Хотя хронометраж ленты Кормакура тоже невелик (чуть больше полутора часов), ему удалось воспроизвести, сознательно или нет, монотонность бесконечного дрейфа, который в реальности занял 41 день.
Слегка разбавляют эту монотонность частые флешбэки, из которых, собственно, мы и узнаем о знакомстве Тами и Ричарда и первых безмятежных месяцах их романа. «Во власти стихии» — фильм не только о выживании, но и о любви, благодаря которой, как считает сама Тами в кино и в жизни, ей и удалось спастись. В обеих сюжетных линиях основная нагрузка ложится на плечи Вудли, которая выглядит совершенно земной и настоящей «девчонкой с соседнего двора», с которой не страшно пойти в разведку,— она и лодку починит, и перелом перевяжет, и рыбу поймает, несмотря на то что вегетарианка. Клафлин и на берегу, и в море выступает в роли красивого бревна, и если на яхте от него, в общем, ничего и не требуется, кроме как лежать и хлопать длинными ресницами, то во флешбэках он не слишком убеждает как человек, способный с первого взгляда покорить такую самостоятельную барышню.
Вудли так долго приходится играть в одни ворота, вывозя фильм на себе, как ее героиня — яхту, что финальный твист даже не кажется таким уж неожиданным. Тем не менее он придает всем предшествовавшим событиям ту драматическую глубину, которой им не хватало. Жаль только, что случается это слишком поздно, чтобы по-настоящему проникнуться судьбой героев.