Минтранс и «Росатом» не поделили ключи от СМП
Белый дом в ручном режиме будет распределять их полномочия
Минтранс и «Росатом» вместе будут курировать Севморпуть. Новый вариант законопроекта, согласно которому «Росатом» станет инфраструктурным оператором Севмпорпути, предлагает принцип «двух ключей». Так, Минтранс продолжит отвечать за нормативное регулирование судоходства и обеспечение транспортной безопасности, а «Росатом» будет отвечать за портовую инфраструктуру, администрирование плавания в акватории СМП и его развитие. Фактически в ряде ключевых сфер полномочия «Росатома» и Минтранса будут пересекаться — как именно будут разрешаться эти противоречия, зависит от правил, которые должен утвердить Белый дом.
Правительство выработало основные подходы к управлению Северным морским путем (СМП). В распоряжении “Ъ” есть версия законопроекта, который должен закрепить распределение полномочий в этой сфере между Минтрансом и «Росатомом». Как сообщил РБК 26 июня, на совещании в середине месяца у вице-премьера Максима Акимова «Росатом» и Минтранс договорились о принципах такого разделения. Однако, как следует из законопроекта, в нем закрепляется принцип «двух ключей» — совместного ведения «Росатома» и Минтранса над определенным сферами. На практике формат разделения их полномочий будет зависеть от формулировок соответствующих постановлений правительства, которых пока нет.
Прошлой осенью президент Владимир Путин поддержал предложение премьера Дмитрия Медведева назначить госкорпорацию «Росатом» единым оператором СМП (см. “Ъ” от 8 ноября). Тогда речь шла о том, что госкорпорация будет отвечать за судоходство, навигацию, порты и энергетику СМП, претендуя на ряд функций, которые сегодня находятся в ведении Минтранса. В начале февраля тогда занимавший должность замминистра транспорта и главы Росморречфлота Виктор Олерский (освобожден от должности по собственному желанию 21 июня) подчеркивал, что вопросы безопасности мореплавания по СМП должны оставаться в ведении министерства. Глава «Атомфлота» Вячеслав Рукша отказался комментировать обсуждающийся законопроект, добавив, что сегодня плавание по Севморпути осуществляется бесконтрольно. Без мощных арктических ледоколов никакого судоходства на СМП быть не может, заключил топ-менеджер.
Согласно имеющейся в распоряжении “Ъ” версии законопроекта, которую один из собеседников называет близкой к финальной, за Минтрансом остаются функции нормативного регулирования судоходства СМП, выработка госполитики и нормативно-правовое регулирование в сфере морского транспорта, включая порты, обеспечение транспортной безопасности, выполнение международных обязательств и управление капитанами морских портов. В пояснительной записке отмечается, что законопроект закрепляет принцип «двух ключей» — обязанность министерства согласовывать с «Росатомом» акты, касающиеся обязательных постановлений в портах, расположенных в акватории СМП, правил ледокольной и лоцманской проводки судов, а также правил проводки судов по маршрутам в акватории СМП и положения о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов. Также с корпорацией будет согласовываться перечень морских портов в СМП, портовых сборов и решений об открытии морского порта. Минтранс или Росморречфлот по согласованию с «Росатомом» или подведомственной ей организацией будет выдавать разрешения на плавание судов в акватории СМП. Порядок согласования актов Минтранса «Росатомом» будет установлен правительством.
Согласно законопроекту, Росморречфлот и «Росатом» будут совместно заниматься навигационно-гидрографическим обеспечением в акватории СМП, а также на входящих в нее морских портах и на подходах к ним. Разделение их полномочий по этим вопросам также будет установлено постановлением правительства. Кроме того, нужно будет внести изменения в приказы Минтранса и дополнительно разработать нормативные акты «Росатома».
Белому дому также предстоит утвердить правила плавания в акватории СМП, в частности, порядок организации плавания судов, в том числе выдачу разрешений на плавание и документов на права ледовой лоцманской проводки. Кроме того, в течение полугода отдельно придется разработать правила ледокольной и лоцманской проводки в акватории СМП, а также правила проводки судов по маршрутам СМП и положение о гидрометеорологическом обеспечении плавания судов.
«Росатом», как и предполагалось, получит полномочия по управлению госимуществом (его перечень будет определен правительством), главного распорядителя и получателя бюджетных средств, инфраструктуры портов, обеспечения навигации и круглогодичной проводки по СМП. В числе прочего за «Росатомом» также закрепляются полномочия администрирования — предоставление информационных услуг в области организации плавания судов, требований к обеспечению безопасности плавания судов и осуществления ледокольной проводки, выработка рекомендаций по разработке маршрутов плавания судов и ледоколов на СМП, с учетом гидрометеорологической, ледовой и навигационной обстановки, содействие в организации проведения поисковых и спасательных операций.
По данным “Ъ”, в ближайшее время законопроект должен быть утвержден правительством. Не исключено, что его удастся внести в Госдуму в текущую сессию.