ФАС назначит властям комплаенс-процедуры
Бизнесу предложат участвовать в них добровольно
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) подготовила и планирует в сентябре внести в Госдуму законопроект об антимонопольном комплаенсе. Внедрять систему предупреждений антимонопольных нарушений правительство начет с себя — обязательным комплаенс станет для органов госвласти. Для бизнеса такие практики будут добровольными, но наличие в компаниях систем внутренней поддержки проконкурентной политики позволит уменьшить антимонопольные штрафы на одну восьмую.
ФАС подготовила поправки в Закон о защите конкуренции, рассказал “Ъ” замглавы Сергей Пузыревский. ФАС планирует внести их в Госдуму в сентябре. Служба рассчитывает на закрепление в законе термина «антимонопольный комплаенс», под которым понимается «совокупность правовых и организационных мер, предусмотренных внутренним актом хозяйствующего субъекта… и направленных на соблюдение им требований антимонопольного законодательства и предупреждение его нарушений». Это уже вторая попытка ФАС ввести комплаенс в законодательство: в 2016 году ведомство предлагало сделать его обязательным в госкомпаниях и госмонополиях, но проект ФАС был раскритикован администрацией президента, получил отрицательную оценку регулирующего воздействия, и от идеи принудительного введения комплаенса службе пришлось отказаться.
Теперь ведомство хочет добиваться роста внимания к вопросам конкуренции от органов власти и местного самоуправления: в новой версии комплаенс для них предлагается сделать обязательным. В службе объясняют это тем, что половина всех нарушений приходится именно на органы власти: в 2017 году ФАС зафиксировала 1023 антимонопольных нарушения. Напомним, национальный план развития конкуренции на 2018–2020 годы (утвержден указом президента в декабре 2017 года) требует снизить к 2020 году число нарушений вдвое.
При этом компании уже внедряют системы предупреждения антимонопольных нарушений, не дожидаясь закона, говорят в ФАС, приводя в пример СИБУР, МТС, «Балтику», «Автодор», ЯТЭК и «М.Видео». После принятия законопроекта их число будет измеряться «тысячами», а к крупному бизнесу присоединятся и средние компании, рассчитывает господин Пузыревский. При добровольности таких практик для бизнеса проект ФАС вводит минимальные требования к содержанию соответствующих внутренних актов компании, но доказывать, что комплаенс внедрен, придется самому бизнесу, чтобы получить доступ к предоставляемым властями экономическим стимулам. Параллельно с проектом о комплаенсе ФАС подготовила поправки в КоАП о смягчении штрафов: наличие системы комплаенса будет считаться «смягчающим обстоятельством» при рассмотрении антимонопольных дел, что позволит снизить штраф на одну восьмую, то есть снизить штраф, например, в 1,5 млн руб. на 175 тыс. руб. В службе ссылаются на опыт Великобритании, Франции, Италии, где есть практика снижения компаниям штрафа на 10–15%.
Как сообщили “Ъ” в МТС, «снижение административной ответственности действительно может стимулировать к внедрению комплаенса те компании, которые еще только задумываются об этом». «В России антимонопольный комплаенс сейчас недостаточно развит»,— отмечает Егор Свечников из КПМГ, добавляя, что выгоды бизнесу могут быть и прямыми — снижение штрафов, и косвенными — поддержка деловой репутации компании и отсутствие внимания ФАС к ее деятельности. Денис Гаврилов из Ассоциации антимонопольных экспертов отмечает важность того, чтобы «комплаенс не стал лазейкой для ухода от ответственности». «Поэтому компания не только должна внедрить комплаенс, но и полноценно его реализовывать»,— отмечает он.