Коммерсантъ-История №7 (92)
Почему Россия век назад не освободилась от большевиков
Знаете ли вы, как меняется отношение к тем или иным ярким событиям в зависимости от политической конъюнктуры? Возьмем, к примеру, произошедшее в Москве сто лет назад, 6 июля 1918 года выступление левых эсеров против большевиков. Хотя младшие партнеры по первой и последней советской правительственной коалиции и не предпринимали активных действий по захвату власти, они, как свидетельствуют документы, вполне могли в ночь на 7 июля свергнуть Ленина и его соратников.
Но вождь мирового пролетариата еще до ликвидации опасности начал принижать значение акции эсеров, которую потом начали называть контрреволюционным заговором и лишь много позднее — самым опасным мятежом. О том, насколько близко к смене власти тогда подошла страна,— текст «Безумная и бесчестная авантюра».
Немало людей в СССР считало Сталина едва ли не самым эффективным управленцем. Затем эта убежденность практически сошла на нет, но некоторое время назад начала распространяться снова. Насколько верным было его решение об использовании германского опыта тотального ускорения оборонного строительства — в статье «Долгие месяцы удавалось сохранять тайну».
А о личном вмешательстве вождя в научную работу — наш материал «Смесь поспешных, неапробированных экспериментов и голой догматики».
Но есть явления, взгляд на которые не меняется веками. Например, отношение властей к большому скоплению народа и предотвращающие его способы. Об этом — подборка документов «Некоторые из людей, окружавших могилу, подлезали добровольно под камень».
Бывает неизменной и любовь к некоторым продуктам. О ней — очередной текст в нашей рубрике «Забытый быт»: «Едят до посинелых губ и дрожи».
Об этих и других событиях нашего давнего и недавнего прошлого, такого же непредсказуемого, как и отношение к нему,— новый выпуск «Коммерсантъ-Истории».
Все даты до 1 февраля 1918 года даются по старому стилю.