Россия без футбола
Елизавета Макарова об опасностях использования символики FIFA
Чемпионат мира по футболу дал предпринимателям не только дополнительные возможности, но и дополнительные риски. Один из них связан с тем, что специально под чемпионат FIFA зарегистрировала на себя до 2022 года более 90 товарных знаков, включая сочетания «Россия 2018», «Москва 2018», «Екатеринбург 2018», «Калининград 2018» и т. д. За их использование без разрешения грозит штраф от 100 тыс. до 500 тыс. руб.
Предприниматели попались на этом уже не раз, 3 июля “Ъ” уже рассказывал о проблемах, возникших непосредственно в ходе ЧМ-2018. Но еще в 2017 году Printio, специализирующуюся на индивидуальном дизайне (пользователи могут наносить на одежду изображения, которые сами и загружают), обязали выплатить 100 тыс. руб., после того как московские полицейские купили у нее две толстовки с надписью Russia 2018. А в начале июня в Казани возбудили уголовное дело против швеи, у которой полицейский заказал ростовые куклы, похожие на волка Забиваку.
Недавно производитель сувениров Heart of Moscow отказался от продажи коллекции «Футбол Москва 18» (планируется, что она все же выйдет, но в измененном виде, без цифр). В своем профиле в Facebook создатель марки Александр Эльзессер уточняет: его юрист посчитал, что слова «футбол», «Москва» и число 18 использовать можно, поскольку регистрацию общеупотребительных слов в качестве товарных знаков запрещает Гражданский кодекс. Но накануне выпуска коллекции бренду «стало известно, что вопреки логике, здравому смыслу и вообще-то законодательству для FIFA сделано исключение». «Спасибо, FIFA, за то, что придумали нам Москву и цифру 2018! Как же мы жили без вас?» — иронизирует господин Эльзессер.
Из-за того что названия городов и число 2018 стали охраняемыми товарными знаками, под вопросом не только выпуск сувениров, но и празднование дней города, предупредил недавно колумнист российского Forbes. Но с такой трактовкой не согласны в Роспатенте: товарные знаки FIFA не создадут препятствий в использовании названий городов и числа 2018, если они в сознании потребителей не будут ассоциироваться с мероприятиями, проводимыми FIFA, заявил “Ъ” глава ведомства Григорий Ивлиев. В Роспатенте напоминают, что это не новшество: топонимы регистрировались как части товарных знаков и во время предыдущих чемпионатов.
С одной стороны, глупо не понимать, что выпуск вещей с футбольной атрибутикой и фразой «Москва 2018» действительно может пересекаться с коммерческими интересами организаторов чемпионата. Но надо признать, что и предприниматели оказались в непростых условиях: до 2022 года они зависят от субъективных ассоциаций, которые их продукция может вызвать у проверяющих органов.