Неваляшкам не хватило пороха
ТПЗ отказали в эксклюзивных правах на название игрушки
Роспатент отказал ФКП «Тамбовский пороховой завод» в регистрации товарного знака «Неваляшка». Предприятие, утверждают там, является старейшим производителем неваляшек в России, и игрушки для него — основная продукция гражданского сегмента. За счет эксклюзивных прав завод мог значительно осложнить работу крупнейшему конкуренту в лице ООО «Котовская неваляшка», руководство которого якобы получило техническую документацию ФКП.
После полутора лет рассмотрения дела Роспатент не разрешил ФКП «Тамбовский пороховой завод» (ТПЗ), расположенному в Котовске, зарегистрировать товарный знак «Неваляшка». С заявлением об этом завод обратился еще в январе 2017 года, следует из документов ведомства. В ФКП рассчитывали зарегистрировать товарный знак, который представляет собой само наименование игрушки, «состоящей из шаров разной величины, соединенных между собой и выполняющих роль туловища, головы, рук или лап, стилизованных под куклу или зверька». Также неотъемлемыми признаками понятия «неваляшка» на заводе назвали возможность игрушки «раскачиваться из стороны в сторону, не опрокидываясь, издавая при этом мелодичный звон». В заявке подчеркивается, что неваляшка выпускается на предприятии с 1958 года. В Роспатенте отказались прокомментировать причины отказа, директор ТПЗ Олег Сюсюкин не отвечал на звонки “Ъ”.
В советские годы ФКП именовалось заводом пластмасс, и производство неваляшек официально считалось одним из главных направлений его работы. До сих пор игрушки остаются основной гражданской продукцией.
Во время отсутствия заказов для оборонного производства (пороха для патронов и артиллерийских выстрелов) в 1990-е годы выпуск неваляшек периодически становился главным источником дохода. В начале 2010-х производство приостанавливалось, но в конце 2016 года выпуск кукол был возобновлен. Сейчас предприятие производит около 100 тыс. таких игрушек в год.
Но возвращаться к выпуску неваляшек пороховому заводу пришлось в условиях жесткой конкуренции: в 2016 году в том же Котовске, для которого игрушка давно стала брендом, было зарегистрировано ООО «Котовские неваляшки». Сейчас оно производит более 500 тыс. подобных кукол в год, годовая выручка компании, по данным Kartoteka.ru, составляет около 35 млн руб. В ООО перешла часть квалифицированных сотрудников завода и, как подозревают там, технологическая документация. В «Котовских неваляшках» в ответ лишь традиционно подчеркивали, что у порохового завода нет авторских прав на куклу. Сейчас частная компания выпускает не только традиционные, но и обновленные игрушки, в том числе с вращающейся головой, с узорами в виде QR-кодов. В небольших объемах выпускают неваляшек и другие российские компании, в частности, ростовский «Стеллар».
Владелец «Котовских неваляшек» Дмитрий Завидов заявил “Ъ”, что пороховой завод пытается добиться эксклюзивных прав на неваляшку почти 30 лет. Но бизнесмен не видит угрозы своему бизнесу: «Мы живем в правовом поле, и ни один суд не удовлетворит требования завода».
Игрушки, основанные на схожем с современными неваляшками принципе, производились не только в России, но и в других странах в промышленных масштабах как минимум с XIX века, подчеркивает партнер компании «НАФКО-Консультанты» Ирина Мостовая. «Название "неваляшка" широко применяется для обозначения игрушек. В этом случае никто не сможет получить исключительное право на его использование»,— считает госпожа Мостовая. Управляющий партнер юридической компании «Лосев и партнеры» Вячеслав Лосев соглашается, что отказ в регистрации знака очевиден. «Согласно толковому словарю Ожегова, неваляшка — это куколка в виде округлой фигурки. Даже если бы Тамбовский пороховой завод начал выпускать неваляшки до того, как это слово попало в толковый словарь, на сегодняшний день это слово вошло во всеобщее употребление для обозначения товаров определенного вида. Это является основанием для отказа в регистрации товарного знака».