ФАС ударит конкуренцией по транспорту
Подготовлен проект «дорожной карты» по ее развитию
ФАС разработала проект «дорожной карты» развития конкуренции в транспортной отрасли в 2018–2020 годах. Документ включает в себя несколько разделов, но основные вопросы возникли к его железнодорожной части, которую, как говорят участники отрасли, с ними не обсудили, несмотря на наличие крайне резких шагов, например возвращения ОАО РЖД права владеть вагонами. Вопросы к документу возникли и у авиаотрасли, где предлагается обнулить НДС на внутрироссийских рейсах за пределами Москвы.
Рисунок: Коммерсантъ / Виктор Чумачев
Фото: Коммерсантъ / Олег Харсеев
Как стало известно “Ъ”, ФАС подготовила проект раздела «Транспортные услуги» «дорожной карты» развития конкуренции на 2018–2020 годы. Документ разработан по итогам встречи вице-премьера Максима Акимова и главы службы Игоря Артемьева. Проект за подписью заместителя главы ФАС Александра Редько направлен 17 июля в аппарат правительства. В Минтрансе “Ъ” сообщили, что не получали доработанную версию доклада, но ранее направляли в ФАС замечания по проекту. Источник, знакомый с ходом работы над документом, говорит, что ФАС в последней версии устранила некоторые замечания ведомств, но не уточнил, какие именно.
В ФАС “Ъ” рассказали, что «дорожная карта» согласована с ОАО РЖД и доработана по итогам обсуждения с Минтрансом на совещании с участием его главы Евгения Дитриха и Игоря Артемьева. Поддержка со стороны отраслевого ведомства и ключевого перевозчика критична для успешной реализации целей, поставленных в указе президента по развитию конкуренции, отмечают в службе. В ОАО РЖД отказались от комментариев.
В разделе документа, касающемся железных дорог, наиболее острую реакцию у рынка вызвало предложение рассмотреть возможность возвращения ОАО РЖД права владеть и оперировать парком грузовых вагонов. Это, по мнению источников “Ъ” в отрасли, по сути, поворачивает железнодорожную реформу вспять: сейчас у ОАО РЖД есть дочерний оператор ФГК, но он работает на рыночных условиях и рассчитывается с ОАО РЖД за услуги на общих основаниях, чего не будет при прямом владении парком.
Также ФАС требует вывода к 2020 году на электронную торговую площадку (ЭТП) 20% всех российских вагонов. При этом к началу 2019 года эта цифра должна составлять 5%, и этот объем должен выставить на электронные торги не один оператор (сейчас на площадке ЭТП ГП ОАО РЖД в основном торгуются вагоны ФГК), а не менее десяти операторов с парком не менее 1 тыс. вагонов. По словам одного из собеседников “Ъ”, вывод 20% парка на ЭТП нецелесообразен, а 5% к концу 2018 года попросту недостижимы. Существующая площадка (ЭТП ГП) не приспособлена к длинным контрактам, поясняет он (предельный срок — 45 дней). К тому же грузоотправители, работающие на ЭТП, жалуются на то, что условия хуже, чем у операторов, работающих «офлайн»: в обычном режиме оператор не всегда требует предоплату, тогда как на ЭТП она обязательна, и деньги на счетах клиента блокируются в момент оформления заказа, даже если вагон нужен через месяц.
Также в железнодорожной части есть пункт, предписывающий «создание условий для формирования у операторов резервного парка». О нем говорили весь прошлый год, когда проявились локальные дефициты разных видов вагонов, но в итоговые правительственные документы решение о его создании не вошло. Так и не разъяснено, что имеется в виду под резервным парком, говорит собеседник “Ъ” среди операторов, и на каких условиях его нужно содержать: например, готова ли ФАС к тому, что с операторов ОАО РЖД будет взимать плату за простой этого парка (до 200 руб. за вагон в сутки), что те заложат в стоимость предоставления вагона. В документе также предлагается разработать предложения по улучшению тарифной системы с учетом зависимости спроса на перевозки от ее цены, вида груза, способа, направления. Ряд пунктов касается пассажирских перевозок в дальнем следовании, также предлагается выравнять условия межвидовой конкуренции на транспорте.
«Очень неприятно, что документ вообще не проходил обсуждения, а на этой стадии оно уже ведется на площадке правительства»,— говорит источник “Ъ” в отрасли. Планы развития конкуренции регулярно обновляются ФАС и служат общим ориентиром, но не рассматриваются как инструмент и конкретные планы. «Вопросы возникают не потому, что документ плохой, а потому, что он непонятный и не обсуждался»,— отмечает другой собеседник “Ъ”, добавляя, что особое беспокойство он вызывает у операторов вагонов. Большинство вопросов — по перспективам работы операторов, частных инвестиций в инфраструктуру, которые могут быть решены в рамках целевой модели рынка железнодорожных грузоперевозок (ЦМР) и должны обсуждаться отраслевым сообществом, говорит он. Распоряжение правительства не является нормативным актом и как таковое не подлежит раскрытию на regulation.gov.ru, не нуждается в общественном обсуждении, поясняет источник “Ъ”, знакомый с процедурой разработки документа.
Источник “Ъ”, знакомый с обсуждением проекта, говорит, что ряд пунктов противоречат закону, в частности, о дерегулировании тарифа на перевозку по отдельным направлениям. Обязательный вывод на ЭТП не менее 5% вагонного парка, добавляет он, не может регулироваться нормативным актом Минтранса, как сейчас указано, а только законом. Он также напоминает, что ранее Минтранс предлагал при обсуждении ЦМР проработать вопрос количества вагонов, которые могут быть отданы на ЭТП, но исключительно на добровольной, а не обязательной основе.
В разделе, касающемся водного транспорта, предлагается прекратить регулирование тарифов в морских и речных портах, сделав исключение для морских портов, переваливающих трубопроводные нефть и нефтепродукты, а также портов районов Крайнего Севера (кроме Западной Арктики, см. “Ъ” от 30 мая). По мнению источника “Ъ” в отрасли, должен быть скорректирован список портов Крайнего Севера, который не менялся со времен Федеральной службы по тарифам (ее сменила ФАС в 2015 году) и включает, например, Сахалин, чьи мощности по перевалке заметно увеличились.
Ряд резонансных мер предложен для авиаотрасли. К концу 2020 года предлагается разработать закон о внесении изменений в Налоговый кодекс, обнулив НДС на внутрироссийских рейсах за пределами Москвы. За счет этой меры правительство рассчитывает стимулировать инвестиции в аэропорты, увеличить количество операторов. В результате обнуления НДС пассажиропоток на региональных рейсах должен увеличиться к 2020 году не менее чем на 13%. Впервые с идеей снижения НДС на внутренних линиях выступил глава «Реновы» Виктор Вексельберг в марте 2017 года (см. “Ъ” от 27 марта 2017 года). В Ассоциации эксплуатантов воздушного транспорта (АЭВТ) “Ъ” сообщили, что готовят Минтрансу оценку и расчеты последствий этого решения для московского авиаузла. В частности, рассматриваются разные варианты налогообложения полетов из Москвы — 18–20%, 10% или 0%. В аэропортах должен упроститься доступ к основным услугам и увеличиться количество поставщиков услуг наземного обслуживания.
Исполнительный директор Международной ассоциации аэропортов Сергей Никотин сообщил “Ъ”, что в мае была создана оперативная группа с участием авиакомпаний и аэропортов, которая занимается упрощением допуска дополнительных операторов к объектам аэропорта и развитием конкуренции. Пока группа ищет консенсус, учитывающий цели авиакомпаний и отражающий внутреннюю политику аэропортов, их затраты на содержание и развитие инфраструктуры. «Если аэропорт вложил немалые суммы в строительство того или иного объекта, не совсем понятно, почему он обязан бесплатно допускать к ним организации, работа которых по тем или иным причинам может не вписываться в стратегическую политику аэропорта»,— отметил господин Никотин.
Предлагается увеличить количество межправсоглашений и снять ограничения количества перевозчиков на международных маршрутах. Для субсидируемых маршрутов может быть разработан механизм прогнозирования спроса, чтобы ликвидировать дефицит мест. ФАС также должна будет разработать предложения правил введения и публикации цен на авиатопливо в аэропортах.