Речники ищут налоговую гавань
Судоходным компаниям нужны льготы на топливо
Как выяснил “Ъ”, из-за резкого роста цен на судовое топливо Российская палата судоходства предложила Минтрансу ввести ряд льгот для речного транспорта. Среди них вычет в размере удвоенного акциза для дизтоплива, используемого на внутренних водных путях, пониженный или нулевой НДС на перевозки по рекам, а также пересмотр техрегламента Таможенного союза, с 2020 года запрещающего судовое топливо с массовой долей серы свыше 0,5%. Эксперты и участники рынка считают, что серьезного ущерба бюджету не будет. Но сложно следить за тем, чтобы бункеровщики не перепродавали льготное топливо на АЗС.
Президент Российской палаты судоходства (РПС) Алексей Клявин 5 июля предложил главе Минтранса Евгению Дитриху (копия письма есть у “Ъ”) дать новые льготы внутреннему водному транспорту из-за резкого роста цен на топливо. В частности, палата хочет ввести двойной вычет на акциз на дизтопливо для речных судов, понизить или обнулить НДС на перевозку грузов, пассажиров и багажа внутренним водным транспортом. Также РПС настаивает на переносе сроков вступления в силу техрегламента Таможенного союза, который с 2020 года запрещает выпуск и использование судового топлива с массовой долей серы более 0,5%.
В Минтрансе “Ъ” сообщили, что рассматривают обращение, в Минфине предложений еще не получали. В ЕЭК также пока не поступали просьбы членов ЕАЭС по внесению изменений в техрегламент по сере. На проблемы судоходных компаний в связи с ростом цен на топливо уже жаловался Владимиру Путину глава Союза транспортников России, первый зампред комитета Госдумы по транспорту и строительству Виталий Ефимов (см. “Ъ” от 25 июня). В письме РПС говорится, что доля расходов на топливо в себестоимости речных перевозок — 30–50%, а за апрель—июль цены на него выросли в полтора раза к 2017 году и продолжат рост.
В ФАС знают о проблеме: по словам замглавы ведомства России Анатолия Голомолзина, обращение РПС туда поступило, вместе с предложениями Минтранса. Эти вопросы, уточнил чиновник, не относятся к компетенции ФАС. Но за ситуацией на рынке судового топлива служба следит. По ее данным, основной рост цен пришелся на последние два года, но по структуре затрат расходы на топливо в 2018 году находятся на уровне, близком к тому, что был четыре-шесть лет назад.
На дизтопливо цены в летние периоды менялись с темпами близкими к темпам инфляции в 2012-2013 годы. В 2014-2016 годы в летний период цены отставали от инфляции в два-пять раз, в 2017-2018 годы опережали инфляцию в 2,5 раза. Влияние на динамику, по оценкам ФАС, оказали рост акцизов (в 2,3 раза за последние два года), «отвязка» курса рубля от мировых цен на нефть, рост мировых цен на топливо. Цены на мазут, уточнил господин Голомолзин, в 2018 году выросли на 14% к 2014 году, а в 2015-2017 годы были ниже в 1,5-2 раза.
По оценкам РПС, за текущую навигацию дополнительные расходы речников составят около 10 млрд руб.
Господин Клявин также указал, что большинство банков отказывают компаниям в дополнительных кредитах, а при попытке пересмотра провозной платы по ранее заключенным договорам грузовладельцы уходят на альтернативные виды транспорта. В особо сложной ситуации, как указывали участники рынка и ранее, оказались круизные компании, продающие туры заранее. Но есть и угрозы срыва перевозок по «северному завозу», нарушения планов обновления флота, графиков платежей по кредитам и банкротства компаний.
Бункеровщики уже получают вычет в размере удвоенного акциза на судовое маловязкое топливо (СМТ). Оно, как и дизтопливо, относится к средним дистиллятам, но с более высоким содержанием серы (1,5%), и поэтому не может использоваться для автотранспорта. С 2020 года требования к СМТ будут ужесточены, содержание серы должно будет снизиться до 0,5%, это означает, что судам придется перейти на дизтопливо.
Кроме того, выпуск СМТ в России в принципе сокращается по мере модернизации НПЗ: нефтяники заинтересованы в переходе на более дорогое дизтопливо. «Сейчас законодательство наказывает за потребление более качественного продукта, дестимулируются и те НПЗ, которые полностью перешли на выпуск дизтоплива пятого класса, им невыгодно поставлять его на бункеровку»,— отмечает Сергей Ежов из Vygon Consulting. По его мнению, введение вычета на дизтопливо для судов не приведет к потерям бюджета, поскольку сейчас объем его поставок на бункеровку невысок.
Глава Московского речного пароходства Константин Анисимов добавляет, что ужесточение требований техрегламента приведет к еще большему росту цен, так как спрос на более экологичное топливо заметно вырастет. «При этом правила фактически остановят эксплуатацию половины флота: все новые сухогрузы работают на дешевом мазуте, отказ от которого приведет к росту тарифов на перевозку, а речка сегодня и так проигрывает железной дороге и трубе,— говорит он.— Компаниям придется нести дополнительные убытки, резать флот или вообще уходить с рынка».
Однако, уточняют собеседники “Ъ” в отрасли, вычет по дизтопливу может привести к росту манипуляций. «СМТ нельзя продать на заправке, а дизтопливо можно. В итоге судоходные компании и бункеровщики будут заинтересованы в том, чтобы завышать потребление, получать вычет и продавать часть дизтоплива на нефтебазы или сетям АЗС уже по рыночной цене»,— говорит один из источников “Ъ”. Фактически это будет способ ухода от уплаты акциза, и у бюджета могут возникнуть потери.