«Возникла другая напасть — административная»
Дмитрий Буткевич — о проблемах с граффити в Петербурге
После недавних скандалов с портретом Станислава Черчесова в Санкт-Петербурге могут принять закон о граффити. Как говорят в городском заксобрании, нужно регламентировать появление изображений на стенах зданий: создать перечень разрешенных мест или организовать для граффити отдельную зону. Это должно примирить уличных художников и активистов, которые выступают против изображений на питерских домах. Арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич считает, что закон о граффити Петербургу нужен давно.
В Санкт-Петербурге жители активно борются со стрит-артистами: художники в течение нескольких лет регулярно наносят граффити на стены электроподстанций и брандмауэры старинных домов, а горожане чередуют жалобы в инстанции с прямым вандализмом, закрашивая часть изображений или нанося на них всякие хулительные надписи. Любопытно, что вестниками нового и сторонниками передового выступают местные власти, а вот представители общественности показывают себя ретроградами.
Немного об истории вопроса: уличные рисунки стали активно завоевывать питерские стенные пространства примерно года четыре назад. Тогда, в 2014-м в Россию из родного белорусского Витебска переехала команда HoodGraff — дуэт профессиональных художников Яна и Глеба и их идейный вдохновитель, руководитель проекта Антон Бурж. На родине они нарисовали портреты Гагарина, Джобса, Эминема. Рисуя граффити с портретом Василя Быкова, дуэт угодил на штрафные санкции в 18 млн белорусских рублей, после чего и прибыл на работу в Россию. Здесь белорусские мастера как-то быстро сумели понравиться властям и принялись заполнять в основном Петроградский район изображениями.
К слову сказать, портреты, выполненные в гиперреалистическом стиле, обычно выглядят живо и не имеют никаких негативных коннотаций. В отличие от более политизированных работ, например, группы «Явь», которые нарисуют то Милонова, который черным зонтиком прикрывается от радужных людей, то Мутко, изучающего английский, то вообще Ким Чен Ына или Жириновского — все это сразу закрашивается властями.
А вот HoodGraff или владивостокская мастерская «33+1» с властью дружат и официально расписывают поверхности с разрешения администрации Петроградского района. Но без поддержки жителей. Пару лет назад активисты разместили на портретах Бодрова-младшего в роли Данилы Багрова и Цоя с Эйнштейном термин «Потрачено», которым обозначается погибший персонаж в компьютерной игры GTA.
Но наибольший протест пока вызывают портреты главного тренера сборной России по футболу Черчесова в исполнении HoodGraff — их сразу два, оба около Пушкарского сада. На первом Черчесов протягивает вперед правую руку, оттопырив большой и указательный пальцы, рядом надпись из песни Шнура — «Ты просто космос, Стас!»; на втором — отдает честь, как он это делал во время матчей. Сначала предположительно фанаты «Зенита», припомнив спартаковское прошлое Черчесова, закрасили указательный палец. Затем поверх второго изображения некто написал риторический вопрос: «Почему мундиаль в гомофобной стране?» и подписался «Xerox».
Целостность обеих граффити восстановили, однако теперь возникла другая напасть — административная. Некто Александр С. требует от властей через официальный портал «Наш Санкт-Петербург» вернуть стенам первоначальный желтый цвет, убрав обоих Черчесовых, и Бодрова до кучи. В условиях отсутствия закона об уличных росписях, жалоба, скорее всего, должна быть удовлетворена.
Необходимость изменения законодательства в этой области становится все более заметной.
Некоторую пикантность ситуации придают факты, что «культурная столица» — один из немногих городов, где давно открыт Музей стрит-арта, а уже 2 августа здесь в Манеже открывается крупнейшая выставка «Части стен», которая представит 70 художников и команд из 17 российских городов. Наверняка мы будем там говорить о новых законах об уличном искусстве.