Ретроспективы могут уйти в прошлое
По кому ударит законопроект о кинофестивалях
«Упустили ряд обстоятельств» — глава комитета Госдумы по культуре критикует законопроект о кинофестивалях, хотя документ приняли несколько дней назад. Тогда же участники рынка возмутились инициативой: она угрожает независимым киносмотрам и ретроспективам. С подробностями — Иван Корякин.
В апреле объединенная сеть кинотеатров «Синема Парк» и «Формула кино» показала ретроспективу Ингмара Бергмана — пять фильмов в шести городах страны. Возможно, это произошло в последний раз, говорит представитель киносети Александра Артамонова: «Фестивали, которые мы сейчас организуем, в большинстве случаев — культурно-просветительские мероприятия, знакомящие зрителей с кинематографом разных стран или с творчеством известных режиссеров. Они не подразумевают конкурсную программу и наличие какого-либо жюри. Конечно же, после принятия этого закона существенно сократится количество фильмов, которые зрители смогут увидеть в хорошем качестве на больших экранах. Теперь мы будем думать, как это все организовывать».
Российское кино продвинулось вверх: Получится ли у отечественных производителей сохранить этот тренд
Законопроект, о котором идет речь, касается прокатных удостоверений для фестивальных фильмов — то есть картин, не попадающих в широкий прокат. Правила, которые предлагают депутаты, таковы: обязательно наличие жюри и конкурсной программы. В таком случае организаторы могут показать кино без прокатного удостоверения, говорит зампред комитета Госдумы по культуры Александр Шолохов: «Одним из нехороших последствий необходимости получения прокатного удостоверения является то, что его нужно получить для кинофестиваля. Соответственно, это составляет серьезные сложности для организаторов и для участников. Именно в рамках этого были внесены предложения, которые должны их избавить от необходимости получения прокатного удостоверения, хотя, естественно, каждый отдельный случай рассматривается Министерством культуры».
Вот только на рынке началась паника. Почему? Получить прокатное удостоверение действительно непросто. Это бюрократический процесс: десятки договоров, монтажные листы — это таблица с покадровым описанием фильма — обязательная копия в Госфильмофонд. Организаторам фестивалей и ретроспектив это не по силам — для одного-двух показов правообладатели присылают им закодированную фильмокопию.
А организовать полноценный фестиваль с конкурсом и жюри, как предлагают депутаты, еще сложнее, говорит директор Beat Film Festival Кирилл Сорокин: «Я нахожусь в Петербурге, у нас в последние несколько дней проходят кинопоказы на острове Новая Голландия. Мы привозим главные хиты московского фестиваля и показываем каждый день на протяжении недели бесплатно. Если следовать этому закону в его нынешней редакции, то этих показов придется лишиться».
А как быть с ретроспективами, региональными кинопоказами и неделями иностранного кино? Стас Тыркин, куратор кинофестиваля института «Стрелка», где ежегодно проходит Strelka Film Festival, подозревает, что законодатели об этом просто забыли: «Налицо попытка государства проникнуть в эту сферу.
Хотя кому она, боже мой, мешает?
У нас на днях был показ старого фильма Бергмана, кому от этого может быть плохо? Это даже не современное радикальное авторское кино, это фильмы, прошедшие проверку временем, показанные сто раз по телевидению в то время, когда на нем еще что-то показывалось стоящее».
Организаторы кинопоказов утверждают, что депутаты ничего не обсуждали. Сейчас комитет по культуре возглавила Елена Ямпольская, которая тут же обратила внимание на законопроект: «Считаю, что авторы поправок упустили из вида целый ряд обстоятельств, чрезвычайно важных для кинопрокатной отрасли», — заявила она в интервью изданию Daily Storm. Меж тем, поправки уже одобрил Совет федерации, а значит, вернуть его в парламент может только президент.
Директор сети кинотеатров «Пионер» Мэри Назари с удовольствием бы побеседовала с законодателями: «Я даже верю в то, что депутаты действовали из своих лучших побуждений, но их же задача — все-таки облегчить работу профессионалов. Тогда нужно приглашать людей и как-то обсуждать. Мне кажется, что из-за того, что это было принято без диалога, получился такой шквал возмущения»
Никто в отрасли законопроект о фестивалях не поддержал. Он вызывает лишь недоумение: на нем и заработать-то невозможно — то же прокатное удостоверение стоит 3,5 тыс. руб. Но за кадром остается и другая версия: что это попытка зарегулировать независимое кино в России.
Авторы законопроекта предлагают создать в России перечень кинофестивалей, который ежегодно будет утверждать Минкульт. По каким критериям — неизвестно.