Самолет Ан-28 поднимается в воздух на высоту 4 тысячи метров. Парашютисты, прижавшись друг к другу, «паровозиком» быстро покидают самолет. Яркими пятнами они выделяются на фоне зелено-коричневой земли. Четверо из них держатся за руки, образуя «кольцо». К базе (так называется эта четверка парашютистов) подтягиваются еще 7 спортсменов, выстраивая сложную фигуру. Потом исчезают в облаках, чтобы собрать следующую... Ее мне отсюда, с края рампы самолета, не видно. Но я знаю, если она получится — это будет рекорд.
«Парашютный спорт — самая эффективная форма реабилитации для людей, получивших увечья или имеющих физические недостатки»,— считает Лидия Ардасенова, тренер особенных спортсменов. Ее карьера развивалась стремительно: чемпионка СССР, рекордсменка мира, мастер спорта, за плечами которой более 5 тысяч прыжков... Все изменил 1998 год. Во время подготовки к чемпионату мира ее коллега совершил ошибку, и они столкнулись в воздухе. Парашют Лидии сложился. До земли оставалось 15 метров — 5 секунд падения. И от нее уже ничего не зависело... Удар. Жуткая боль. Множественные травмы и переломы. Врачи не верили, что она выживет, а Лидия стала помогать бороться и выживать другим. Молодым людям, которые будучи здоровыми и полными сил вдруг оказались без ног или рук. После полученных травм сама она прыгать уже не могла, но силу воздействия неба знала: парашютный спорт многим возвращает любовь к жизни. В 2011 году Лидия создала команду парашютистов с ограниченными возможностями.
Они занимаются групповой воздушной акробатикой — построением фигур в свободном падении. Некоторые начинали с нуля, другие прыгали и до знакомства с Ардасеновой. В любом случае путь в небо для каждого был непростым. В команде 16 человек из России и Украины — жители Москвы, Санкт-Петербурга, Магнитогорска, Нижневартовска, Твери, Курска, Бердянска... Каждый год парашютисты приезжают на сборы в Подмосковье. В этом году это аэродром Ватулино недалеко от города Руза. Лидия для каждого спортсмена разрабатывает индивидуальную тактику перемещения в воздухе. И это отличается от работы с обычными спортсменами: им держаться в воздушном потоке и собирать фигуры помогают руки и ноги, а если вместо конечности — протез, задача сильно усложняется.
Сначала серьезная подготовка на земле. Каждое движение должно быть доведено до автоматизма. В воздухе даже секунда промедления может оказаться фатальной ошибкой. Поэтому отрабатывается все — отделение от самолета, последовательность сбора фигур и перестроений. Управлять своим телом в потоке воздуха ребята учатся в аэродинамической трубе, собирать фигуры — лежа на специальных тележках. Потом многочисленные прыжки, снова и снова — пока все не получится идеально. Вместе со спортсменами прыгают операторы. Они снимают работу команды в небе. На земле запись внимательно просматривает Лидия. Она по секундомеру засекает время выполнения фигур в свободном падении. Потом говорит каждому, какие ошибки были допущены и как их исправить. Парашютисты готовятся к следующему прыжку.
Акробатические задания усложняются постепенно. В этом году команда шла на рекорд по групповой акробатике. Сначала 10 человек совершили три перестроения, составив в свободном падении четыре фигуры. Затем 11 парашютистов, перестроившись, образовали две фигуры. И, наконец, главное в сезоне: 11 спортсменов, два перестроения, три фигуры — это и есть основное достижение. Надо понимать правильно: конкуренты в спину не дышат, поскольку конкурентов нет — никто в мире ничего подобного не делает. Команда Лидии Ардасеновой — единственная такая на свете.
Как убежденно считает тренер и ее подопечные, это одиночество временное: ограниченные физические возможности не мешают покорить небо, просто люди должны об этом знать…