Общественное недовольство не поможет оппозиционным партиям
«Либеральная миссия» проанализировала ход избирательной кампании
Фонд «Либеральная миссия» экс-министра экономики Евгения Ясина проанализировал проведение праймериз к региональным выборам, которые состоятся 9 сентября. Активность при выдвижении кандидатов проявляют в основном парламентские партии, в первую очередь «Единая Россия». Эксперты отмечают, что оппозиционные партии сильно ослаблены и даже непопулярные решения власти едва ли помогут им пройти в региональные парламенты.
Доклад фонда «Либеральная миссия» (.pdf) посвящен первому этапу региональных выборов — эксперты проанализировали особенности отбора партиями кандидатов и итоги их выдвижения. Парламентские партии, как и в предыдущие годы, серьезно обгоняют остальные политические силы по количеству выдвигаемых кандидатов, говорится в докладе.
В следующем году у 13 партий, в том числе у «Альянса зеленых» и Партии пенсионеров России, подходит семилетний срок, за который они должны были необходимое количество раз участвовать в выборах. Согласно закону «О политических партиях», в течение этого времени партия должна участвовать в парламентских и президентских выборах или в каких-либо региональных выборах: главы региона (не менее чем в 10% субъектов), заксобраний (не менее чем в 20% субъектов), выборах в органы местного самоуправления (более чем в половине субъектов). В противном случае им грозит ликвидация. По оценке экспертов, шансы пролонгировать регистрацию есть только у одной партии — Партии за справедливость.
Анализируя итоги регистрации кандидатов на выборах глав регионов за 2012–2017 годы, эксперты фонда указывают, что ни в одном регионе ни одна оппозиционная партия, кроме КПРФ в отдельных регионах, не имела необходимого для преодоления фильтра числа муниципальных депутатов.
Выборы 2018 года уже подтверждают тенденцию, как минимум, в Москве, Магаданской, Московской и Псковской областях.
На примере кандидата от оппозиционной партии «Гражданская инициатива» (переименована в Партию перемен) Дмитрия Гудкова авторы замечают, что даже кандидат, имеющий высокую поддержку у муниципальных депутатов, не может преодолеть фильтр. Господин Гудков собрал подписи в 63 районах из необходимых 110, из них 59 — от представителей оппозиционных партий. Таким образом, преодолеть муниципальный фильтр представляется возможным только тем кандидатам, которые получают поддержку «Единой России».
Ситуация с внутрипартийным отбором кандидатов также продолжает тенденции 2016–2017 годов. Так, большинство оппозиционных партий оказывается в кризисном положении в связи с нехваткой ресурсов и отсутствием кандидатов. «Старые партии в кризисе, а новых не появляется»,— сказал “Ъ” один из авторов доклада Александр Кынев.
При этом эксперты отметили, что у «Единой России» совершенствуются процедуры отбора кандидатов. В частности, на праймериз вводится электронное голосование и появляется обязательная открытая модель голосования. Из-за этого, однако, во многих регионах «возникает ощущение, что какие-то политические процессы протекают только в “Единой России”«, указывают авторы доклада. Тем не менее на губернаторских выборах продолжает использоваться закрытая модель праймериз, когда голосовать могут только члены партии, что, как отмечают эксперты, «обеспечивает оформление заранее согласованного результата». Все врио глав регионов, которые баллотируются от «Единой России», успешно прошли праймериз.
Авторы доклада отметили, что некоторые непопулярные решения власти, например, повышение пенсионного возраста, а также экологические проблемы и коррупция сформировали локальные очаги протестной активности. Это, по мнению экспертов, может внести некоторую интригу в ход отдельных избирательных кампаний. Однако низкая активность оппозиционных партий, вероятно, также сыграет свою роль. «Ситуация с повышением пенсионного возраста и увеличением налогов должна работать на оппозицию, но она настолько ослаблена, что оказывается не в состоянии этим шансом воспользоваться»,— заключает Александр Кынев.
Чего ждут от осенних региональных выборов
Региональные кампании в 2018 году будут как минимум не скучней президентских выборов. Они затронут большинство российских протестных территорий — администрации президента предстоит решить весьма сложную задачу.