Пережить американские выборы
Игорь Зевелев — о теме российского вмешательства в нынешней избирательной гонке
Российско-американские отношения, испытавшие в последние месяцы немало потрясений, стоят на пороге нового испытания, которым неизбежно станут промежуточные выборы в Конгресс США, намеченные на 6 ноября.
В период президентства Дональда Трампа роль законодательной власти в формировании американской политики в отношении России стала определяющей. Конгресс, перетянув на себя многие полномочия, которые традиционно были закреплены за исполнительной ветвью власти, препятствует нормализации отношений между двумя странами. Санкции закрепляются законодательно. Они являются инструментом давления не столько на Россию, сколько на Трампа.
Тема российского вмешательства — одна из главных в нынешней избирательной гонке, в том числе и внутри Республиканской партии. В начале августа, ровно через год после вступления в силу «Акта о противодействии противникам Америки посредством санкций», сенаторы от обеих партий внесли в верхнюю палату новый законопроект — «Акт о защите безопасности Америки от агрессии Кремля от 2018 года» (см. “Ъ” от 3 августа).
Главное в этой инициативе — ограничения на финансовые операции с российским госдолгом. Исполнительная власть в лице министра финансов Стивена Мнучина, защищая интересы американских финансовых институтов, выступает против. Однако ничто не может остановить, например, сенатора-республиканца Линдси Грэма, который уже назвал новые санкции «сокрушительными» и даже «адскими», а также его многочисленных единомышленников.
Сегодня в Конгрессе практически нет влиятельных фигур, последовательно выступающих за диалог между двумя странами. Семь членов Сената и Конгресса от Республиканской партии, посетившие Россию в июле, подверглись резкой критике со стороны своих коллег на Капитолийском холме. Только сенатор-республиканец Рэнд Пол, начинающий сегодня свой визит в Москву, и эксцентричный конгрессмен-республиканец Дейна Рорабакер открыто выступают за диалог с Москвой.
Не стоит ожидать, что новый состав Палаты представителей и обновленный Сенат займут принципиально иные позиции в отношении России. В США сегодня нет пророссийских групп избирателей. В лучшем случае это те, кого политика в отношении России не волнует. Среди сторонников жесткой линии раньше выделялись мобилизованные диаспоры из Центральной и Восточной Европы. Сегодня это гораздо более многочисленные антитрамписты, для которых нынешний американский президент и Кремль слились в единый образ абсолютного зла.
Сохранение контроля республиканцев над обеими палатами Конгресса было бы несколько предпочтительнее для России: в этом случае инициативы исполнительной власти в отношении России не будут блокироваться автоматически. Однако Москве ни в коем случае нельзя делать политические ставки. Любые попытки лоббистских действий, направленные на работу с американскими законодателями, сегодня были бы самоубийственны, хотя многие страны активно и открыто работают на этом направлении.
В общем, три месяца до выборов 6 ноября будут тяжелыми для российско-американских отношений. В следующем году, когда выборы будут уже позади, а спецпрокурор Роберт Мюллер завершит свою работу, к вопросу их нормализации можно будет вернуться. Пока же в отношениях двух стран необходимо взять паузу.