Бывшего депутата Госдумы приготовили к третьему процессу
Михаилу Глущенко предъявили окончательное обвинение в организации тройного убийства
Как стало известно “Ъ”, на днях СКР предъявил экс-депутату Госдумы от ЛДПР Михаилу Глущенко, ранее осужденному на длительный срок за организацию убийства парламентария Галины Старовойтовой и вымогательство у петербургских бизнесменов $10 млн, обвинение в окончательной редакции по третьему уголовному делу. На этот раз Глущенко инкриминируется организация убийства на Кипре в 2004 году бизнесмена Вячеслава Шевченко, его делового партнера Юрия Зорина и их переводчицы. Мотивом, по версии следствия, послужил отказ предпринимателя Шевченко выплачивать бывшему народному избраннику ежемесячную дань за покровительство в $50 тыс. Сам Михаил Глущенко не признает вины в инкриминируемом ему деянии, утверждая, что ему это убийство было невыгодно.
По информации “Ъ”, СКР вышел на финишную прямую в расследовании громкого уголовного дела об убийстве на вилле в пригороде Пафоса (Кипр) петербургских предпринимателей Вячеслава Шевченко и Юрия Зорина и их переводчицы, которое было совершено в марте 2004 года. Тела жертв преступления, упакованные в полиэтиленовые мешки и подготовленные к вывозу, были обнаружены вечером 24 марта местными полицейскими, которых вызвали родственники Вячеслава Шевченко, обеспокоенные отсутствием связи с ним. Кипрские правоохранители возбудили уголовное дело, но тогда результатов не добились.
В Санкт-Петербурге уголовное дело, квалифицированное по ч. 2 ст. 105 УК (убийство двух и более лиц), было возбуждено только в 2009 году, после задержания в июне экс-депутата Госдумы от ЛДПР Михаила Глущенко, вернувшегося в Россию для смены паспорта. Как стало известно “Ъ”, на прошлой неделе следствие предъявило Глущенко в окончательной редакции обвинение по ч. 3 ст. 33 и ч. 2 ст. 105 УК (организация убийства группой лиц по предварительному сговору, сопряженному с вымогательством). Как следует из материалов уголовного дела, еще с 1992 года бывший парламентарий, пользуясь своим авторитетом в криминальной среде, обеспечивал безопасность бизнеса братьев Вячеслава и Сергея Шевченко (в частности, активами семьи Шевченко являются сеть кофеен «Север-Метрополь», комбинат по производству кондитерских изделий, ресторан «Метрополь» и т. д.). По условиям договоренности, ему ежемесячно выплачивали определенное вознаграждение, которое к концу 2003 — началу 2004 года достигло $50 тыс.
Однако в 2002 году Михаил Глущенко покинул Россию, после чего летом 2003 года Вячеслав Шевченко уведомил его о намерении прекратить выплаты. Тогда экс-депутат, по версии следствия, стал угрожать, требуя либо единовременной выплаты в размере $10 млн, или же передачи ему АО «Метрополь», которому принадлежит один из старейших ресторанов Петербурга на Садовой улице (к весне 2004 года коммерческая стоимость актива оценивалась почти в 400 млн руб.).
Согласно материалам дела, Глущенко, неоднократно бывавший в загородном доме семьи Шевченко на Кипре, выяснил, когда туда прибывает Вячеслав Шевченко, и к этой дате приехал на Кипр. Как полагает следствие, чтобы запугать семью Шевченко, бывший народный избранник решил убить также Юрия Зорина и переводчицу.
Преступники, которых, по неофициальным данным, было трое, проникли в ночь на 24 марта 2004 года в загородный дом, нанесли тяжелым предметом удары по головам своим жертвам. После этого злоумышленники вытерли, где смогли, следы крови, забрали окровавленные предметы и вместе с телами убитых запаковали их в полиэтиленовые мешки.
Адвокат Михаила Глущенко Александр Афанасьев подтвердил “Ъ” информацию о предъявлении обвинения его подзащитному. За время расследования, по оценке господина Афанасьева, фабула дела фактически не претерпела изменений, прирост произошел только за счет приговора по первому делу Михаила Глущенко, который в 2013 году был осужден на восемь лет колонии строгого режима за вымогательство у братьев Вячеслава и Сергея Шевченко $10 млн.
Сам экс-парламентарий отрицает вину. Его защитник оценивает обвинение как «голую фантазию, не имеющую под собой никаких оснований». По мнению господина Афанасьева, Михаилу Глушенко не было никакой выгоды в устранении Вячеслава Шевченко, который регулярно ему платил. А из России, как пояснил защитник, его клиент скрылся, опасаясь за свою жизнь: якобы Глущенко еще в 2003 году в Москве встречался с сотрудниками ФСБ России, которым рассказал о роли авторитетного петербургского бизнесмена Владимира Барсукова (Кумарина) в деле об убийстве депутата Госдумы Галины Старовойтовой, совершенном в ноябре 1998 года. Горсуд Петербурга ранее за исполнение этого преступления осудил членов группировки Юрия Колчина, приговоренного к 20 годам колонии, и одного из киллеров Виталия Акишина, получившего 23,5 года лишения свободы. Еще два фигуранта были оправданы.
Впоследствии Михаил Глущенко заключил досудебное соглашение по этому делу, признав себя виновным в организации убийства госпожи Старовойтовой и указав на Владимира Барсукова, которого СКР считает лидером тамбовского преступного сообщества (“Ъ” неоднократно писал об уголовных делах Владимира Барсукова, уже осужденного на длительный срок за различные преступления), как на заказчика убийства Галины Старовойтовой.
Летом 2015 года Михаил Глущенко был признан судом виновным в организации убийства Галины Старовойтовой и приговорен с учетом наказания по первому приговору к 17 годам колонии строгого режима.
Добавим, что Владимиру Барсукову никаких обвинений по уголовному делу об убийстве госпожи Старовойтовой не предъявлялось. Сейчас Куйбышевский райсуд рассматривает уголовное дело о создании тамбовского оргпреступного сообщества. Адвокат Сергей Афанасьев, представляющий интересы Владимира Барсукова, так отреагировал на высказывания Михаила Глущенко: «Как можно комментировать очевидные глупости? Тем более что Глущенко выдвигал не одну версию убийства Старовойтовой».