Банкам не дается биометрия
Данные клиентов собираются медленно
Сбор биометрических данных и представление дистанционных банковских услуг с их помощью пока показывают свою несостоятельность. Собираются данные крайне медленно, а идентификация новых клиентов с помощью мобильных устройств и вовсе не реализована. ЦБ призывает кредитные организации «ускориться». Однако пока банкиры не видят экономической целесообразности в развитии этого направления.
В пятницу в ЦБ состоялось закрытое совещание, посвященное сбору биометрических данных. В нем, как рассказали “Ъ” присутствовавшие на совещании, приняли участие 15 банков, а также представители ЦБ и «Ростелекома». Поводом для встречи послужило то, что сбор биометрических данных идет вовсе не теми темпами, которых ожидал ЦБ. Представление же дистанционных банковских услуг на их основе практически не осуществляется.
Ольга Скоробогатова, первый зампред Банка России, 17 января 2018 года
Удаленная идентификация, включая биометрию, и возможность использовать новые технологии... это одно из главных направлений, которым мы занимаемся
Сбор биометрических данных населения стартовал в банках в начале июля. Как ранее заявляла первый зампред ЦБ Ольга Скоробогатова, с 2 июля около 400 отделений банков в 140 городах должны собирать биометрические данные, к концу года — 20% банков в 4 тыс. отделений. Однако, по данным «Ростелекома», по состоянию на 2 августа биометрические данные представляют в Единую биометрическую систему (ЕБС) 14 банков с отделениями в 121 городе. В ЕБС по состоянию на 2 августа имеются данные всего 1,2 тыс. человек.
Биометрические данные (образ лица и голос) позволяют однозначно идентифицировать человека. Пройти первичную идентификацию и сдать биометрические данные можно в одном из уполномоченных банков. Там снимут параметры и направят их в ЕБС. В дальнейшем, если человек, чьи данные есть в системе, захочет получить услугу в любом банке, ему достаточно пройти авторизацию в Единой системе идентификации и аутентификации и подтвердить свои данные с помощью смартфона, планшета, ноутбука или компьютера с камерой и микрофоном.
По словам собеседников “Ъ”, в рамках встречи и. о. главы департамента финансовых технологий ЦБ Иван Зимин отметил, что в банках не реализована до сих пор возможность предоставления финансовых услуг с мобильных устройств. «Причем даже в тех кредитных организациях, кто сделал упрощенную идентификацию и должен был бы эти услуги предоставлять,— рассказывает “Ъ” один из участников встречи.— При этом у вендоров уже есть соответствующие приложения, необходимо их лишь интегрировать в системы банков». В завершении встречи Иван Зимин призвал банки «ускориться».
Банки же поведали ЦБ о проблемах технического характера, которые мешают им выполнить это пожелание. В частности, это отсутствие четкого перечня оборудования, которое должно быть использовано при сборе биометрии. Один из присутствовавших на встрече банкиров рассказал, что их кредитная организация приобрела оборудование, снимала биометрию, но в итоге данные оказались непригодными для использования. Банкиры предложили ЦБ утвердить конкретный перечень оборудования нормативным документом, чтобы исключить подобные случаи. «Это важный момент, поскольку технические проблемы банка никоим образом не должны касаться клиента,— отмечает аналитик компании "Алор Брокер" Алексей Антонов.— Если клиент будет из-за сбоя вынужден дважды сдавать биометрию, то это может подорвать его доверие как к кредитной организации, так и к самой системе в целом».
Впрочем, ускориться банкам мешают не столько технические проблем, сколько экономические. «Для того чтобы банки активно внедряли сбор биометрических данных, необходимо два условия,— рассуждает предправления СДМ-банка Максим Солнцев.— Первое — это максимальное количество человек, уже зарегистрированных в ЕБС, банки будут охотнее нести расходы на биометрию, если это позволит привлечь много новых клиентов». Второй момент, продолжил он, доступность решений для снятия биометрических данных, сейчас же дороговизна оборудования плюс крайне небольшое количество человек в ЕБС делают участие в проекте, по крайней мере на первых этапах, экономически нецелесообразным. По словам начальника управления информационной безопасности Златкомбанка Александра Виноградова, многие кредитные организации при планировании бюджетов на 2018 год просто не заложили расходы на биометрию. «При этом не стоит забывать, что с 1 июля стартовал не только сбор биометрии, но и вступили в силу новые требования по информбезопасности, по которым также банки понесут дополнительные и весьма существенные расходы,— отмечает он.— И многим банкам проблематично найти средства и на то, и на другое». По оценкам экспертов, оснащение одного рабочего места для снятия биометрических данных обходится кредитной организации минимум в 5 млн руб.
Учитывая, что регулятор пока лишь призывает банки ускориться, но не грозит им санкциями, ожидать изменения ситуации вряд ли стоит. В письме от 28 июня ЦБ обещал не штрафовать банки до конца года за отсутствие отделений, оборудованных под сбор биометрии. «Когда сбор биометрии был в стадии "пилота", в нем участвовало ограниченное число банков,— отмечает совладелец Совкомбанка Сергей Хотимский.— Они и собирают данные сейчас, остальные пока присматриваются».
В финансовом супермаркете могут появиться сборщики данных
В проекте «Маркетплейс», реализуемого под эгидой ЦБ, могут появиться новые участники — агенты по сбору идентификационных данных. Предполагается, что клиенты смогут идентифицироваться на платформе не только через ЕСИА с подтверждением в Единой биометрической системе. Для организации сбора данных, не являющихся биометрией, предлагается привлечь салоны связи, отделения «Почты России» и курьерские службы.