Киргизскую власть отстранили от экс-президента
В стране завершилась «кадровая революция»
В Киргизии в среду пал последний оплот экс-президента Алмазбека Атамбаева — Бишкек. Депутаты избрали на пост столичного мэра Азиза Суракматова, который был безальтернативным кандидатом. Его предшественник Албек Ибраимов — близкий соратник и односельчанин господина Атамбаева — с 19 июля содержится в СИЗО, ему предъявлены обвинения в коррупции. В Бишкеке не исключают, что вскоре на допрос вызовут и самого экс-президента. Законопроект о снятии с него неприкосновенности уже готов.
За Азиза Суракматова проголосовали 43 депутата Бишкекского горсовета, против выступил лишь один. Говоря о своих планах на посту мэра, господин Суракматов заявил “Ъ”: столицу Киргизии «нужно выводить из депрессивного состояния». По его мнению, Бишкек стал «заложником постоянных политических конфликтов, в которых до экономических проблем города никому не было дела».
Избрание господина Суракматова на досрочных выборах мэра и стало следствием одного из таких политических конфликтов. Его предшественник Албек Ибраимов сейчас находится в СИЗО. Следственная группа разрабатывает 17 эпизодов коррупции, к которым он предположительно причастен. Среди них — хищение сотен тысяч долларов на военном заводе «Дастан», председателем правления которого господин Ибраимов был в 2011–2012 годах. Также в списке обвинений продажа земельного участка (ранее принадлежавшего заводу «Дастан») женой Албека Ибраимова президенту Атамбаеву для строительства им личного особняка. 27,5 га, по показаниям четы Ибраимовых, были проданы президенту всего за 33 млн сомов (около $500 тыс.). Восемнадцатым эпизодом в деле Ибраимова может стать сам факт строительства дома для президента: по некоторым данным, для финансирования работ на спецобъекте соратник главы государства привлекал в том числе и средства госпредприятий. По независимым оценкам, всего на строительство дома господина Атамбаева было потрачено около $5 млн.
Сам Алмазбек Атамбаев утверждает, что дом возводился исключительно на его личные средства. А в политсовете Социал-демократической партии Киргизии (основателем которой является господин Атамбаев) в связи с этим заявляли: «В демократическом государстве никому не запрещается иметь шикарные особняки, и каждый гражданин Киргизии может свободно купить элитную недвижимость, даже за границей».
Этим обвинения в адрес соратников господина Атамбаева не ограничиваются. Ранее в СИЗО были отправлены экс-премьеры Сапар Исаков и Жанторо Сатыбалдиев, депутат парламента Осмонбек Артыкбаев, директор ОАО «Национальная энергетическая холдинговая компания» Айбек Калиев и другие приближенные бывшего президента. Всем им предъявлены обвинения в коррупции. Некоторые из арестантов начали давать признательные показания. А один из подследственных, как сообщили источники “Ъ”, выразил готовность возместить казне $5 млн, полученных от реализации китайского кредита при реконструкции ТЭЦ Бишкека. Всего, как предполагают следователи, чиновники перевели на свои счета почти половину из $386 млн, якобы потраченных на ремонт ТЭЦ. В аппарате президента “Ъ” сообщили: представители занимавшейся ремонтом китайской фирмы ТВЕА, ранее отказывавшиеся от сотрудничества со следствием, начали предоставлять информацию и документы по использованию кредита киргизской стороной.
При этом киргизские спецслужбы не успели взять под стражу бывшего первого вице-премьера Аскара Шадиева и Икрамжана Илмиянова — самого доверенного советника экс-президента. Первый уехал в Нью-Йорк, а второй находится сейчас в Москве. На то, что они добровольно вернутся в Киргизию, следователи не рассчитывают.
В сентябре в парламенте начнут рассматривать законопроект о снятии неприкосновенности с самого экс-президента. Автор документа депутат Исхак Масалиев уверен: в случае его принятия в отношении господина Атамбаева будет возбуждено уголовное дело.
По мнению экс-кандидата в президенты на выборах 2017 года Темира Сариева, Алмазбек Атамбаев «рассчитывал на то, что и после ухода со своего поста будет теневым правителем Киргизии, но просчитался». Новому президенту Сооронбаю Жээнбекову понадобилось всего несколько месяцев для того, чтобы избавиться от кадрового наследия своего предшественника.