BlaBlaCar проверит маршрутки
Компания ограничит число мест у нелегальных перевозчиков
Французская BlaBlaCar под давлением региональных властей и автобусных компаний согласилась ввести ограничения для борьбы с нелегальными коммерческими перевозками. Теперь водители микроавтобусов смогут предлагать попутчикам не больше пяти посадочных мест, либо должны будут заключить с сервисом официальный договор. По сути, BlaBlaCar впрямую выходит на рынок междугородных автобусов и микроавтобусов, где уже работают Busfor и «Яндекс.Автобусы», считают эксперты.
BlaBlaCar ограничила некоммерческие перевозки пятью посадочными местами, рассказал “Ъ” источник в транспортной отрасли. По его словам, изменение введено в действие в мобильном приложении BlaBlaCar в России с 8 августа. Такое решение принято BlaBlaCar по итогам заседания рабочей группы при Минтрансе, которая готовит предложения по урегулированию правоотношений в карпулинге, говорит источник. Заседание состоялось 2 августа под председательством замминистра транспорта Николая Асаула, который уже уведомлен о перенастройке приложения BlaBlaCar, уточняет собеседник. В связи с перенастройкой приложения в BlaBlaCar предвидят «некоторый рост числа недобросовестных пользователей» и уже внедряют новые технологии машинного обучения, позволяющие идентифицировать фальшивые аккаунты и удалять их, отмечает собеседник “Ъ”.
Представитель BlaBlaCar Сергей Авакян-Ржевский подтвердил “Ъ”, что компания решила изменить настройку приложения таким образом, чтобы владельцы автомобилей категории В, не имеющие прав на коммерческие перевозки, не могли предлагать попутчикам более пяти посадочных мест. Срок введения изменений он не уточнил. Решение принято из-за жалоб автобусных компаний и регулирующих органов на нелегальных перевозчиков, говорят в BlaBlaCar. «Мы не конкурируем с традиционным общественным транспортом, а дополняем его, поэтому стараемся учитывать интересы всех игроков отрасли»,— подчеркнул представитель BlaBlaCar.
Минтрансу известно о таком решении BlaBlaCar, сообщили “Ъ” в пресс-службе ведомства. «Это было одним из предложений на заседании профильной рабочей группы. Ведомство поддерживает инициативу, поскольку она позволит снять напряженность в отношениях компании с объединениями автобусных перевозчиков и органами исполнительной власти в субъектах»,— рассказали в Минтрансе.
Как сообщал ранее “Ъ”, из-за претензий региональных властей к нелегальным перевозкам в сентябре 2017 года BlaBlaCar грозила блокировка в России по решению суда, которое компании удалось оспорить. Претензии к сервисам карпулинга были также у ассоциации ЕТС «Автобусные линии страны». На BlaBlaCar и «Попутчик.ру» водители размещают информацию об услугах по перевозке пассажиров, но поездки происходят «без необходимых лицензий», указывала ассоциация. Именно она и предложила ограничить число посадочных мест для некоммерческих водителей BlaBlaCar, сообщил “Ъ” президент ЕТС «Автобусные линии страны» Борис Лоран.
Легальных коммерческих перевозчиков ограничение не коснется, но на них BlaBlaCar планирует зарабатывать. Согласно презентации компании (есть у “Ъ”), BlaBlaCar начинает работать с профессиональными пассажирскими перевозчиками, у которых не будет ограничений цены за место, количества мест в поездке и числа поездок в день. Сервис, в частности, предлагает транспортным компаниям заключить договор о предоставлении услуг, по которому последние будут платить 1 тыс. руб. в месяц за получение контактов водителей. «У нас есть несколько партнеров, с которыми весной было подписано соглашение о проведении эксперимента»,— рассказал представитель BlaBlaCar. По сути, это сервис для профессиональных водителей междугородных автобусов и микроавтобусов — конкурент компании Busfor и сервиса «Яндекс.Автобусы», полагает управляющий партнер ru-Net Антон Иншутин.
Речь идет об абсолютно правильном намерении отделить реальных попутчиков от коммерческих водителей и перевозчиков, теперь необходимы следующие действия, полагает основатель и CEO Busfor Илья Екушевский. Например, коммерческие перевозчики должны проверять паспорта пассажиров при поездках между регионами, передавать информацию в централизованные базы данных, согласовывать места посадки и высадки, применять контрольно-кассовую технику и т. д., напоминает он. Это обеспечит правомерность работы сервиса и требуемый уровень безопасности для пассажиров, заключает господин Екушевский.