«О вознаграждении за убитых людей»
Сколько стоила бесценная жизнь
Все знают, что человеческая жизнь бесценна. Однако если ее отнимают, неизбежно возникает вопрос о компенсации. И известный с древнейших времен принцип «око за око» применялся далеко не всегда. Вместо него в России была введена выплата конкретной суммы за убийство. Цена жизни со временем изменялась и выросла до очень значительных размеров. Но одобренные императором Николаем I уточнения в процедуру выплат, по сути, обесценили жизнь его подданных.
Из главы XXI Соборного Уложения 1649 года.
69. А где в городех и на посадех и по слободам и в уездах в волостях в селех и в деревнях учинится убойство смертное, а убьет до смерти боярской человек боярского же человека, и того убойцу пытати, которым обычаем убойство учинилося, умышленном ли, или пьяным делом, а не умышленном. И будет убойца учнет говорити с пытки, что убил не умышленном, в драке пьяным делом, и того убойцу бив кнутом, и дати на чистую поруку з записью, что ему впредь так не воровати, и взяв по нем порука, выдати тому, у кого он человека убил, и з женою и з детьми в холопи, а жены и детей убитого человека у того боярина, у которого человека убили, не отъимати. А будет истец станет бити челом о долгу убитого, что он был должен, и в долгу отказати.
70. А будет тот, кому того убойцу учнут отдавати, вместо убитого его человека, учнет говорити, что тот убойца вор, и взяти ему его к себе не мочно, и ему за убитого его человека доправити на том, у кого тот убойца служит, пятьдесят рублев денег…
73. А убьет чей нибуди крестьянин чьего крестьянина до смерти, а с пытки тот убойца на себя учнет говорить, что его убил пьяным делом, а не умышлением, и в того убитого крестьянина место того убойцу бити кнутом, и дав на чистую поруку, выдати тому помещику, у которого крестьянина убили, з женою, и з детми и з животы, а убитого крестьянина жены и детей з животами у прежняго помещика по тому же не отъимати. А будет истец учнет бити челом, что убойца ведомой вор, и во крестьяны его взяти не хочет, и станет бити челом того же помещика, или вотчинника об ином крестьянине имянно, и ему то дати на волю, и в того убойцы место, исцу дати того крестьянина, о котором он бьет челом, з женою, и з детми, и со всеми животы и с хлебом стоячим, и которой сеян в земле, а убойцу бив кнутом отдати тому, чей он крестьянин.
Из указа Правительствующего Сената «О платеже за убитого помещичьего и экономического крестьянина», 18 апреля 1765 года.
Объявляется во всенародное известие. По поднесенному от Коллегии Экономии и собственною Ее Императорского Величества рукою конфирмованному докладу Высочайше повелено: в убийственных делах между духовными и владельческими крестьянами, сходственно Уложенью 21 главы 70, 71 и 73 пунктов, с обеих сторон крестьян с семейством не давать, а вместо того, как от духовных крестьян помещикам, так и оным в Коллегии Экономии, сверх указного убийце наказания, платить деньгами по 100 рублей; о чем для всенародного известия, а в Присутственных местах для должного исполнения, сим Ее Императорского Величества указом и публикуется.
(Указом Правительствующего Сената от 15 августа 1766 года та же плата взималась в случаях убийства во время драк между помещичьими крестьянами и посадскими людьми, ямщиками или дворцовыми крестьянами.— «История».)
Из утвержденного императором Александром I мнения Государственного Совета «О вознаграждении за убитых людей», 8 августа 1818 года.
Государственный Совет, признавая постановление, доселе существовавшее, делать сии вознаграждения натурою, как с одной стороны, не всегда удовлетворяющим потере, так с другой иногда разорительным для удовлетворителей и чрезмерно тягостным для тех людей, кои, в следствие сего, будучи отдаваемы в вознаграждение, отлучаются безвинно от домов и семейств своих, признает полезным распространить и на помещиков постановление, существующее уже между ими и казенного ведомства крестьянами, или мещанами, по указам 1765 Апреля 18 и 1766 Августа 15, удовлетворять за сие деньгами; а потому полагает: вознаграждений за убитых людей натурою не делать, но вместо сего взыскивать ныне определенную Правительством цену за рекрута две тысячи рублей, что распространить и на крестьян казенного ведомства...
Из утвержденного императором Николаем I мнения Государственного Совета «Об обращении денег, взыскиваемых по случаю убийства крестьян казенного ведомства», 19 января 1832 года.
В следствие просьбы крестьянина казенной Васильевской волости, деревни Павловской Игнатьева, о выдаче ему с родственниками 2000 рублей, взысканных с вотчины помещика Сергеева за убийство брата просителя крестьянином той вотчины Галактионовым, вносима была Г. Министром по сему предмету в Государственный Совет записка... Государственный Совет в Департаменте Законов и в Общем Собрании, рассмотрев представление Министра Финансов по вопросу: в чью пользу должны быть обращаемы деньги, взыскиваемые по случаю убийства крестьян казенного ведомства? положил: в разрешение настоящего вопроса, постановить следующее: 1) всю сумму, взыскиваемую, на основании законов, по случаю убийства казенного крестьянина, обращать: а) когда после него останется семейство (в чем бы оное ни заключалось), то в пользу сего семейства; но б) когда семейства не будет, то в пользу того общества, которое обязано отправлять до новой ревизии за убитого повинности. 2) Сообразно сему, разрешить и частный случай, подавший повод к настоящему положению.
Из утвержденного императором Николаем I мнения Государственного Совета «О порядке производства взыскания за крестьянина, убитого неумышленно казенными крестьянами», 9 октября 1834 года.
1) В дополнение к Высочайше утвержденному 8 Августа 1818 года мнению Государственного Совета, постановить: что в случае неумышленного убийства, учиненного крестьянами, принадлежащими казенному ли ведомству, или помещикам, взыскание за убитого 2000 рублей, определенных вышеозначенным мнением Государственного Совета, должно быть производимо преимущественно с самих убийц; в случае же их несостоятельности, с участвовавших в драке, буде оная была, и наконец с тех, кои по суду окажутся виновными в попущении оной. За тем не подвергать никакой уже ответственности ни общества за лица, к оным принадлежащие, ни помещиков за их крестьян. 2) На сем основании предоставить Правительствующему Сенату разрешить и частные дела, поступившие в оный по вышеозначенному предмету.