В условиях плохой видимости санкций
Вашингтон запрещает «Аэрофлоту» то ли рейсы, то ли самолеты
Госдеп США на следующий день после объявления новых санкций против РФ, видимо, все же передумал запрещать полеты «Аэрофлота» в Америку. Теперь речь идет лишь об отказе от поставок авиакомпании товаров, попадающих под экспортный контроль, что будет общим ограничением для РФ. Впрочем, еще не исключено, что запрет — со стороны США или как ответ со стороны Москвы — может коснуться поставок самолетов Boeing. В отрасли оценивают это негативно, поскольку придется рвать действующие контракты и попадать в зависимость от поставок Airbus.
США не намерены вводить прямых санкций против «Аэрофлота», сообщил ТАСС со ссылкой на представителя Госдепартамента США. По словам собеседника агентства, «если кто-либо из этой госкомпании обратится за лицензией на поставку товаров, которые попадают под контроль, то "это попадет под презумпцию отказа"». Но решение будет зависеть от того, поступит ли обращение за экспортной лицензией на товары, которые может использовать «Аэрофлот».
В среду вечером Госдеп анонсировал новые санкции против России — в связи с отравлением в Британии провалившегося шпиона MI6 экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Первый пакет, как ожидается, будет введен 22 августа. США планируют запретить экспорт в РФ товаров, которые могут быть связаны с нацбезопасностью. Если Москва не даст убедительных гарантий неприменения химического и биологического оружия, то последуют новые санкции, среди которых и приостановка полетов в США «Аэрофлота». Но новые пояснения Госдепа можно понять и как сведение санкций к запрету покупки ряда технологий. В «Аэрофлоте» и Минтрансе отказались от комментариев.
После анонса санкций акции «Аэрофлота» на Московской бирже упали на 12,25%, до 98,1 руб. за бумагу, но после уточнений Госдепа сократили снижение до 1%.
Старший аналитик «Атон» Михаил Ганелин считает, что больше влияния на капитализацию и деятельность «Аэрофлота» оказывает рост цен на нефть и курс рубля, сочетание этих факторов уже и так снизило котировки с начала года, когда они превышали 200 руб. за акцию, а большее снижение на фоне санкций «выглядит избыточной реакцией».
На фоне напряженных отношений между РФ и Западом «Аэрофлот» уже с 2017 года сталкивался со сложностями при получении виз США для экипажей. Но в весенне-летнем расписании «Аэрофлот» увеличил число рейсов в Майами и Нью-Йорк и поставил более вместительные самолеты в Лос-Анджелес.
В презентации «Аэрофлота» к МСФО за первый квартал указано, что количество рейсов группы в Северную и Центральную Америку выросло на 15,7%, а пассажиров — на 10,6%. Выручка на этих рейсах выросла на 3,4%, до 5,1 млрд руб. (5,7% от выручки группы). Директор экспертной группы Veta Дмитрий Жарский счел «критичной» потерю американских направлений для «Аэрофлота»: в 2017 году выручка на рейсах в регион составила 25,8 млрд руб., а в СНГ — 22,3 млрд руб.
Заменить «Аэрофлот» будет непросто с учетом межправсоглашений и того, что нужны широкофюзеляжные дальнемагистральные самолеты, а расходы на топливо высоки.
Собеседник “Ъ” в отрасли говорит, что возможный запрет — прямое нарушение межправсоглашения с США («Аэрофлот» по нему — назначенный перевозчик). Другой источник “Ъ” считает маловероятным ответ в виде закрытия неба РФ для американских грузовых компаний: Вашингтон может запретить «Аэрофлоту» в ответ пролеты над США рейсов на Кубу, в Доминиканскую Республику или Мексику. Одним из решений, по его словам, могло бы быть повышение авиакомпаниям США сборов за аэронавигацию, но это пока не обсуждается. Собеседники “Ъ” согласны, что могут быть пересмотрены договоры по поставкам авиатехники, как в случае с Ираном. В июне Boeing отказался от многомиллиардной сделки на поставку 80 самолетов в Иран, после того как Дональд Трамп вышел из ядерной сделки с Тегераном.
Управляющий партнер УК «Право и бизнес» Александр Пахомов согласен, что ограничения поставок авиатехники в РФ могут быть введены только законодательно. «По общему правилу такие правки не имеют обратной силы»,— говорит юрист, то есть действующие соглашения с Boeing не пострадают. Но «договоренности время от времени требуют корректировок, и как будут вести себя контрагенты, зависит от санкций и их объема», считает он, отмечая, что «Аэрофлот» берет самолеты через лизингодателей, так что при желании ограничения можно обойти.
На март парк группы «Аэрофлот» состоял из 336 самолетов, в том числе 31 Boeing 777/747 и 72 Boeing 737. Лоукостер «Победа» недавно договорился с Boeing о поставках 15 737MAX. По мнению Александра Пахомова, запрет на закупки у Boeing может ввести и основной акционер группы — государство. Но «при достаточно скудном предложении отечественного производителя и фактическом отсутствии иных производителей средне- и дальнемагистральных лайнеров, кроме Airbus, приведет к тому, что “Аэрофлоту” придется закупать самолеты у единственного поставщика, что негативно скажется на расходах».