ВТО пригляделась к российскому газу
Опубликован доклад по спору РФ с ЕС
Третейская группа при Всемирной торговой организации (ВТО) удовлетворила часть требований России в ее споре с Евросоюзом по Третьему энергопакету. РФ настаивала на признании не соответствующими нормам ВТО ряда его положений, влекущих за собой дискриминацию в Европе российского газа и «Газпрома» как его поставщика. Третейская группа сочла неправомерными, в частности, ограничение на прокачку российского газа по трубопроводу Opal и предоставление преференций «проектам общего интереса». Москва надеется, что принятые решения помогут улучшить условия конкуренции на рынке ЕС для «Газпрома», в то время как Брюссель подчеркивает, что ВТО подтвердила правомерность основных принципов, лежащих в основе Третьего энергопакета.
Третейская группа по спору России с Евросоюзом при ВТО в пятницу опубликовала доклад, в котором по части позиций поддержала требования России, по части — встала на сторону ЕС. Доклад в течение 60 дней должен быть утвержден Органом по разрешению споров ВТО.
Россия запросила формальные консультации с Евросоюзом и его странами-членами по Третьему энергопакету в апреле 2014 года, заявив, что этот комплекс мер противоречит ряду обязательств ЕС в рамках ВТО, в том числе содержащихся в Генеральном соглашении по торговле услугами (GATS), Соглашении по субсидиям и компенсационным мерам и Соглашении об учреждении ВТО. Третий энергопакет, вступивший в силу в 2009 году, предписывает, в частности, разделение газовых компаний по видам деятельности и обеспечение доступа третьих лиц к трубопроводам.
Россия, поясняют в Минэкономики, оспаривала шесть блоков мер, включающих в себя как требования самого Третьего энергопакета, так и механизмы их реализации на уровне национального законодательства стран ЕС. Один из них относится к разделению по собственности — как самому требованию, так и к изъятиям из него для услуг и поставщиков услуг трубопроводного транспорта, контролируемых правительствами стран ЕС, а также для объектов «новой крупной газовой инфраструктуры». Также Россия оспаривала преференции для СПГ и его поставщиков, количественные требования для газопровода Opal (сухопутное продолжение Nord Stream), изъятия из требований газовой директивы для промысловых трубопроводов, требования по сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых лицами из третьих стран, и преференции для инфраструктурных проектов через наделение их статусом «проектов общего интереса».
В июле 2015 года была создана Третейская группа. В качестве третьих стран к разбирательству присоединились Китай, Япония, США, Бразилия, Индия, Колумбия, Корея, Саудовская Аравия и Украина.
Как сообщается в выводах Третейской группы, она поддержала тезис России относительно того, что 50-процентное ограничение на использование мощностей газопровода Opal под российский газ, а также требование продажи 3 тыс. кубометров газа в год на открытом рынке, противоречат ч. 1 ст. 11 GATT (о запрете количественных ограничений). Также она согласилась с позицией РФ о неправомерности правил сертификации операторов газотранспортных сетей, контролируемых третьими лицами, содержащихся в газовом законодательстве Хорватии, Венгрии и Литвы, и преференций для инфраструктурных «проектов общего интереса». При этом Третейская группа не поддержала позицию России по разделению по собственности, по СПГ и промысловым трубопроводам.
Минэкономики поддержало решение ВТО. «Исход разбирательства для РФ по ключевым с точки зрения экономической и операционной деятельности российских поставщиков на территории ЕС положителен,— полагают в министерстве.— Это позитивный прецедент, который дает возможность изменить нормы, которые создавали препятствия для российских поставщиков на рынке Евросоюза, как в законодательстве ЕС, так и в законодательстве отдельных его стран-членов». В Минэкономики добавляют, что решение Третейской группы создает предпосылки для выравнивания конкурентных условий для текущих и будущих российских проектов в Европе, и выражают надежду на то, что «в отношении будущих проектов ''Газпрома'' на территории ЕС будет применяться недискриминационный режим».
Еврокомиссия (ЕК), в свою очередь, сообщила, что приветствует решение ВТО как подтверждающее правомерность основных принципов, лежащих в основе Третьего энергопакета. ЕК подчеркивает, что Третейская группа не подтвердила обоснованность утверждения о предполагаемой дискриминации со стороны ЕС в Третьем энергопакете в адрес российских трубопроводных транспортных услуг, поставщиков услуг или российского природного газа. Теперь, отмечает Еврокомиссия, она приступит к детальному анализу этого решения, «особенно в том ограниченном количестве аспектов, где соответствие энергополитики ЕС нормам ВТО пока не установлено».
«Все три аспекта, которые мы выиграли, являются достаточно яркими и прецедентными,— говорит партнер юридической фирмы Mayer Brown (представляла интересы России в этом споре) Николай Мизулин.— Была поставлена стратегическая задача доказать, что в Европе дискриминируется российский газ, и по этим аспектам принципиальное решение есть». В частности, важно, отмечает он, то, что признаны неправомерными «оговорка ''Газпрома''», которая позволяет дискриминировать российских операторов трубопроводов по критерию безопасности поставок, и преференции трубопроводам, поставляющим в ЕС газ в ущерб поставкам газа из России.