Бэнкси предупредить забыли
Почему разгорелся скандал вокруг выставки работ художника в Москве
Вокруг выставки Бэнкси в Москве разгорелся настоящий скандал: оказывается, он не знал, что его работы выставляются в московском Центральном доме художника, а за их просмотр с посетителей берут деньги. Причем, как выяснил «Коммерсантъ FM», далеко не все из представленного — подлинники. Организаторы экспозиции уверяют: ничего незаконного в ней нет. Так ли это? Выясняли Арина Крючкова и Анастасия Парфенова.
Огромный баннер над Центральным домом художника на Крымском валу кричит: «Бэнкси». Привлеченные этой вывеской москвичи и гости столицы, в том числе во время Чемпионата мира по футболу, в количестве 250 тыс. человек уже посетили ЦДХ. И только один из них решил написать самому Бэнкси в Facebook и спросить, знает ли он вообще о своей московской экспозиции. В ответ художник крайне удивился мероприятию:
Ты же понимаешь, что я не имею к этому никакого отношения? Я не беру с людей деньги, чтобы они смотрели мои работы. Не уверен, что я тот, кто будет жаловаться, что люди выставляют его работы без разрешения.
В итоге – скандал беспрецедентный, говорит арт-обозреватель «Коммерсантъ FM» Дмитрий Буткевич: «Конечно, надо было ныне живущего художника спрашивать, согласен ли он выставлять свои работы в Москве.
Мне кажется, не было таких прецедентов в мировом масштабе.
Все-таки очень глупая ситуация, потому что организаторы экспозиции выставляют работы со своей точки зрения, то есть могут быть те из них, которые художник не хотел бы выставлять. Его имя таким образом демпингуют».
Скриншот переписки Бэнкси опубликовал в своем Instagram-аккаунте. Пост всего за пару часов собрал сотни тысяч лайков. Среди комментаторов отметились и организаторы выставки в ЦДХ – компания IQ ART Management Corporation с железным, по их мнению, аргументом: они якобы никогда и не скрывали, что Бэнкси непосредственного отношения к экспозиции не имеет.
Да и большая часть экспонатов – копии с оригиналов, пояснила «Коммерсантъ FM» пиар-менеджер компании Елена Бухмак: «Там порядка ста различных работ. Оригинальных у нас 27, остальное – принты, которые на рынке искусства тоже стоят довольно больших денег. Коллекционер, когда покупает работу у Бэнкси или у компании, получает право на экспонирование этих работ. И права на показ нам переданы, со всеми заключены договоры».
Правда, большинство тех, кто хотя бы что-то слышал о выставке Бэнкси в Москве, включая владельцев площадки ее проведения, были уверены в оригинальности всех представленных работ. Как и начальник отдела организации выставок ЦДХ Ирина Салдина: «ЦДХ предоставил площадку. А было ли согласие, в курсе ли автор – неизвестно. Я думаю, вопросов к нам все равно никаких не будет. Мы не вправе требовать документы. Может, это просто пиар-ход со стороны Бэнкси. Я считала, что есть какие-то оригиналы», — говорит она.
На самом деле экспозиция – просто экскурс в жизнь и творчество легендарного стрит-арт художника и поэтому полностью законна, поясняет «Коммерсантъ FM» арт-директор галереи «Триумф» Дмитрий Ханкин: «Это выставка по мотивам работ Бэнкси. Она показывает материалы открытые, на которых нет копирайта. По идее, есть такое понятие как роялти. Да, организаторы выставки используют имидж [художника].
Но раз Бэнкси не существует, значит, выставка тоже о несуществующем персонаже. Роялти некому отчислять».
С другой стороны, в российском законодательстве есть четкий запрет на использование копий произведений искусства без разрешения их правообладателя, а значит, IQ ART Management Corporation вполне можно привлечь к ответственности, считает омбудсмен по интеллектуальной собственности Анатолий Семенов: «Экспозиция является законной только в том случае, если оригиналы не украли. А что касается принтов, импорт экземпляров нелегален без согласия правообладателя. Даже если легально приобрести копию за границей, у организаторов нет права на импорт этой копии без согласия правообладателя».
Впрочем, даже если у Бэнкси теперь есть все законные основания, чтобы привлечь московскую компанию-организатора выставки к ответственности, он вряд ли на этой пойдет — в таком случае ему придется рассекретить себя.
Сам Бэнкси активно старается делать свое творчество более доступным. Так, пять лет назад он продавал свои работы случайным прохожим на улице по $60 за холст. Никто не подозревал, что приобрел подлинники стоимостью не менее $30 тыс. каждый.