Штрафы направят на борьбу с аварийностью
Минтранс дал рекомендации, на что тратить деньги дорожных фондов
90% средств от штрафов, собранных региональными властями с граждан за нарушение ПДД, должны быть потрачены на мероприятия по обеспечению безопасности на дорогах. Такие рекомендации дал субъектам федерации Минтранс РФ. Речь идет о 60–63 млрд руб., поступающих ежегодно в региональные бюджеты. Деньги следует тратить, в частности, на новые знаки, светофоры, ограждения и камеры. Снижение аварийности должно в будущем принести экономию госбюджету: ущерб от гибели гражданина в аварии государство оценивает в 16 млн руб., от ранения — в 496 тыс. руб.
Минтранс опубликовал «методические рекомендации по направлению денежных средств на мероприятия по обеспечению безопасности дорожного движения». Речь идет о деньгах от штрафов за нарушения ПДД, которые будут поступать напрямую в региональные дорожные фонды с 1 января 2019 года (соответствующие поправки внесены в Бюджетный кодекс). Сейчас подобные сборы оседают в бюджетах субъектов федерации, откуда часть средств направляется в дорожные фонды. При этом объем таких трансфертов зависит от решения региональных властей. В 2017 году бюджеты получили 63 млрд руб. «штрафных» денег, в частности, в Москве поступления превысили 17 млрд руб.
90% средств, поступающих от штрафов в региональные фонды, следует тратить на мероприятия по обеспечению безопасности движения, сказано в рекомендациях. В предлагаемый Минтрансом перечень мер входит установка новых светофоров, знаков и разметки; обустройство искусственного освещения на улично-дорожной сети и железнодорожных переездах; установка дорожных ограждений для разделения потоков; ямочный ремонт дорожного полотна; установка камер фото-видеофиксации в зонах, где запрещен обгон.
При выборе «некапиталоемких» (то есть, не связанных с капитальным ремонтом дорог) мероприятий регионам следует пользоваться еще одним документом — рекомендациями Росавтодора по снижению аварийности. Документ также опубликован Минтрансом на днях. В нем, частности, сказано, что в первую очередь должны выполняться мероприятия по «устранению недостатков транспортно-эксплуатационного состояния дорог». Затраты на конкретные мероприятия должны рассчитываться по специальным формулам, учитывающим снижение экономического ущерба от уменьшения аварийности. Минтранс предлагает использовать следующие константы: экономический ущерб от гибели человека — 16 млн руб., от ранения — 496 тыс. руб., материальный ущерб автомобиля — 258 тыс. руб.
Росавтодор приводит пример четырехполосной загородной дороги с разделительной полосой без стационарного освещения, где на участке протяженностью 800 м за год в темное время суток произошло пять ДТП. Аудит показал, что нужно установить специальные экраны, исключающие ослепление водителей от фар встречного транспорта. Затраты составят 594 тыс. руб., еще 18,6 тыс. руб. понадобится на организацию движения во время строительных работ. Экономический ущерб от аварий составляет 298 тыс. руб., установка экранов позволит его снизить почти в три раза. В документе также приведены типовые решения в области безопасности движения с применением знаков и разметки, а также типовые способы организации движения на перекрестках, опасных поворотах и около школ.
В минтрансе Нижегородской области “Ъ” заявили, что «проанализируют и примут к исполнению» документы после их «официального поступления». Там заметили, что в 2018 году при реализации региональной программы «Безопасные и качественные дороги» основной акцент уже сделан на повышение безопасности движения: запланировано нанесение разметки и устройство металлических ограждений; восстановление светофорных объектов, оборудование дорог знаками, а также ремонт проезжей части и тротуаров городских улиц. В дирекции по организации дорожного движения Санкт-Петербурга “Ъ” заявили, что работают в соответствии с нормами ГОСТов по обеспечению безопасности дорожного движения, а рекомендации Минтранса носят «добавочный» характер.
Внедрение мероприятий, перечисленных в методиках Минтранса, должно сопровождаться «информационной работой» с населением, говорит президент экспертного центра «Движение без опасности» Наталья Агре. «Установка, к примеру, нового регулируемого пешеходного перехода приведет к максимально положительному результату только при проведении информационно-просветительской работы с населением о правилах перехода»,— говорит она.
Ограничение по использованию практически всего объема средств дорфондов только на повышение безопасности движения можно считать условным, говорит глава общественного совета при Минтрансе РФ Михаил Блинкин. «При грамотном подходе почти любую реконструкцию или дорожное строительство можно подвести под цели безопасности движения,— говорит он.— Проблема в том, что, как свидетельствует международный опыт, штрафы от нарушений — источник дохода, который стремится постепенно к нулю. Водители привыкают к камерам, начинают ездить медленнее».