США наконец скрипнули Скрипалем
Новые санкции — в понедельник, следующие — в еще какой-нибудь понедельник
В связи с делом об отравлении в британском Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии Вашингтон полностью запрещает продажу России оружия, а также товаров и технологий двойного назначения, и кроме того, вводит ряд финансовых ограничений. Новый пакет санкций США в отношении России вступит в силу уже в понедельник. В МИД РФ заявили, что новый виток санкций «ничего, кроме дополнительной напряженности, не принесет». Действительно, куда более серьезным ударом может стать вторая часть пакета санкций «по делу Скрипалей», ранее анонсированная Госдепартаментом США.
Уведомление о новых санкциях появилось на сайте «Федерального регистра» — официального сборника документов правительства США. В пятистраничном документе перечислены пять ограничительных мер: это запрет на оказание России внешней помощи (кроме гуманитарной), прекращение продажи оружия России, исключение финансирования таких сделок в будущем, отказ от выдачи кредитов и другой финансовой помощи, а также запрет на экспорт товаров и технологий двойного назначения. Когда соответствующий текст в понедельник будет опубликован и в печатной версии, санкции вступят в силу.
Что нужно знать о санкциях против России
Напомним, об этом пакете ограничительных мер Госдепартамент США объявил еще в начале августа — в связи с делом об отравлении в британском Солсбери экс-полковника ГРУ Сергея Скрипаля и его дочери Юлии. Как уточняли тогда в Вашингтоне, санкции могут быть введены в два этапа. Сперва будет введен полный запрет на продажу вооружения: как раз эти ограничительные меры вступят в силу в понедельник, после того как «заместитель госсекретаря пришел к выводу, что правительство РФ применило химическое оружие в нарушение международного права или летальное химическое оружие против собственных граждан». Затем — если Москва не предоставит убедительных гарантий неприменения химического и биологического оружия — последуют более серьезные санкции, вплоть до снижения уровня дипломатических отношений, ограничений на импорт и экспорт и приостановки полетов «Аэрофлота» в США. В Москве причастность к отравлению Сергея и Юлии Скрипаль неоднократно отвергали.
Что нужно знать об отравлении Скрипалей
В МИД РФ расширение санкций США назвали «рутиной», пояснив: «Новый виток санкций ничего, кроме дополнительной напряженности, не принесет». Действительно, включенный в документ запрет на оказание финансовой помощи России и ее кредитование любыми государственными структурами США не выглядит сколько-нибудь значимым шагом. Американские госорганы заметной финпомощи России не оказывают и кредитов ей не выдают. РФ вообще давно не берет деньги у правительств, ограничивая свою программу внешних заимствований выпусками еврооблигаций для широкого круга инвесторов. В 2019 году российский Минфин планирует привлечь на внешнем рынке $7 млрд с учетом обмена старых евробондов и пока своих планов, несмотря на санкции, не меняет.
Однако ситуация может осложниться в ноябре, после возможного введения второго, более жесткого пакета санкций. Тогда речь может пойти о запрете на кредитование уже не государства, а российских компаний, а также о блокировании Вашингтоном кредитов Москве по линии международных финансовых организаций. Впрочем, кредитование российского бизнеса американскими банками сворачивается уже с 2014 года. Но как отмечала в своем обзоре международная юридическая компания Debevoise & Plimpton, в ряде случаев речь может пойти и о требованиях досрочного погашения ранее выданных кредитов.
По части же международных организаций (МВФ и Всемирный банк) Россия сейчас реализует проекты с Международным банком реконструкции и развития (МБРР, ключевой член группы ВБ). Кредиты по этим программам выделяются на конкретные проекты — такие, к примеру, как «Экономическое развитие Санкт-Петербурга» или «Развитие системы эко-мониторинга».
Еще одно возможное ужесточение — расширение запрета на торговлю с «двойных технологий» на весь двусторонний экспорт-импорт обычных товаров России и США (кроме, вероятно, продовольствия). За последний год обороты российской торговли с США, несмотря на все геополитические сложности, выросли примерно так же, как, к примеру, с Италией и Нидерландами — с $10,6 млрд до $11,8 млрд (с середины 2017-го по середину 2018 года). И если в 2014 году США занимали девятое место в топ-10 торговых партнеров РФ, то сейчас — седьмое. Так что тут сторонам (в частности, российским потребителям) есть что терять.
Напомним также, что кроме санкций по линии Госдепартамента угрозой для российской экономики продолжает оставаться намерение группы американских сенаторов ввести санкции против российских госбанков и новых выпусков госдолга РФ — пока неясно, в какой форме это будет реализовано и будет ли сделано вообще.
Пока не прогнозируется серьезного влияния санкций США на военную сферу. Так, во втором пункте опубликованного документа речь идет о прекращении продажи России оборонительных средств, оборонительных услуг или услуг по разработке и строительству «в рамках закона о контроле над экспортом вооружений», а также о прекращении действия лицензий на экспорт в Россию любых наименований из Списка вооружений США. При этом Госдеп счел, что в интересах национальной безопасности вводимые санкции не коснутся лицензий, выдаваемых в рамках поддержки сотрудничества государств в космосе и коммерческих космических проектов. Правда, механизм их выдачи будет усложнен: каждый случай будет рассматриваться индивидуально. Также под запрет попадает финансирование продажи оружия: таким образом, прекратится «любое зарубежное военное финансирование России» в рамках закона о контроле над экспортом вооружений. Невозможным станет экспорт товаров и технологий, связанных с национальной безопасностью США.
Высокопоставленный источник “Ъ” в правительстве говорит, что ограничения, связанные с продажей РФ «оборонительных средств США» или «индивидуальным рассмотрением на выдачу лицензий в космической сфере», какой-либо угрозы в себе не несут: Россия не закупает американские образцы вооружений, а в космической отрасли зависимость США от российских технологий весьма велика (прежде всего в части поставок ракетных двигателей РД-180 и РД-181). «Они понимают последствия, поэтому апеллируют к деполитизации сотрудничества в космосе. Но при этом выбирают многозначительные формулировки, чтобы их угрозы звучали громко»,— говорит топ-менеджер одного из предприятий космической промышленности.
Ситуация с экспортом товаров и технологий является самой проблемной, признается правительственный собеседник “Ъ”: запрет на экспорт в Россию электронных устройств и комплектующих двойного назначения негативно скажется, например, на создании военных космических аппаратов. Министр промышленности и торговли РФ Денис Мантуров говорит, что считать ситуацию критической нельзя: по его словам, в рамках разных ФЦП и госпрограмм за последние шесть лет было разработано уже более 1500 типов ЭКБ, а до 2020 года будет создано еще более 2000 типов. «По электронике будем заменять недоступные компоненты собственными, недостающие импортировать из стран Юго-Восточной Азии, эти рынки для нас открыты»,— отмечает министр.
За последний год количество американский санкций в отношении России резко возросло. Год начался с появления так называемого «кремлевского списка», в который вошли 210 российских чиновников и бизнесменов, включая премьер-министра Дмитрия Медведева, руководство президентской администрации, ряда госкорпораций и госбанков. В апреле Минфин США ввел санкции в отношении еще 24 крупнейших российских бизнесменов и чиновников, а также 14 компаний, половина из которых связана с Олегом Дерипаской. Большинство санкций связаны с обвинениями России во вмешательстве России в американские выборы и в кибератаках. Также некоторые российские бизнесмены и компании попали под санкции за связи с КНДР.
Ожидается, что санкционная волна будет продолжена. 14 августа Конгресс США опубликовал текст законопроекта о новых санкциях в отношении России. Он предполагает запрет для американских инвесторов совершать сделки, предоставлять финансирование или проводить другие операции с суверенными долговыми обязательствами РФ, выпущенными через 180 дней после вступления закона в силу. Законопроект касается сделок с активами в США отдельных финансовых институтов, включая Внешэкономбанк, Сбербанк, ВТБ, Газпромбанк, Банк Москвы, Россельхозбанк, Промсвязьбанк. Как писал ранее “Ъ”, этот документ на практике будет означать невозможность для этих банков проведение стандартных долларовых расчетов через корсчета в банках США.
«Что касается санкций США против России — санкции остаются в силе и будут оставаться в силе до того момента, пока не наступят определенные изменения в поведении России»,— напомнил на пресс-конференции в Киеве советник президента США по вопросам национальной безопасности Джон Болтон.