Бокал вина мамам школьников!
Маша Трауб убедилась в стойкости старых традиций
О том, как традиции открытия учебного года побеждают нововведения
Ну что, снова в школу. В этом году повезло с календарем — 1 сентября перенеслось на третье. И я точно знаю, как родители с детьми провели вчерашний воскресный вечер. Нет, никто не лег спать в девять вечера, как собирались. И портфель не собрали заранее. Все, кроме первоклашек, лихорадочно писали сочинение «Как я провел лето» и заполняли «Читательский дневник» о прочитанных за лето книгах, с трудом вспоминая их персонажей.
Накануне учебного года активизировался совсем было заснувший родительский WhatsApp. «Просьба от учителя: мамы, кто может, пусть придет помыть класс». Кто-то тут же предложил сделать, как в прошлом и позапрошлом годах,— заплатить школьной уборщице. Но одна мама вдруг возмутилась и оставила целый трактат о том, что платить никому не надо. «Уборщицы — штатные сотрудники учреждения. Мыть помещения — их функционал». Перед родительским комитетом вдруг неожиданно остро встал вопрос: проявить принципиальность или положить наличные деньги в карман уборщицы, которая, разумеется, очень рассчитывает на подработку, и уже успокоиться?
Благотворительная акция «Дети вместо цветов», когда нужно принести учителю один цветок, а не здоровенный букет, отправив сэкономленные средства в благотворительные фонды, не обрела того масштаба, какой могла бы. Дети и родители все равно несут корзины и гигантские букеты, отдавая дань традиции, соревнуясь в пышности и эксклюзивности наполнения. Цветы, как и оплата труда уборщицы, — святые традиции, которые практически невозможно нарушить.
Появившаяся новость о том, что в 2018–2019 учебном году Министерство просвещения, отделившееся от Министерства образования, планирует сократить каникулы для тех школ, которые учатся по триместрам, то есть по модульной системе, а не по четвертям, с семи дней до трех, тоже пока не получила подтверждения. Я посмотрела график нашей школы, которая подпадает под новшество,— никаких изменений. График каникул прежний, недельный. На радость детям, разумеется.
Еще одно новшество нынешнего учебного года — введение электронных учебников — вообще кажется ненаучной фантастикой. Я дочь-то не могу через портал госуслуг на кружок записать: система то виснет, то вообще не «видит» кружки. Все нормально работает исключительно в «ручном» режиме — когда около учительской в определенный день и час собираются родители и заполняют, опять же вручную, заявления. Мне кажется, что так было, есть и будет. Как и звонок педагогу кружка, которая сама все оформит. Мы так сделали с художественной студией, которая прекрасно существует много лет при школе, но если в прошлом году она еще значилась на портале, то в этом году уже нет. Нет такой студии в виртуальном режиме, а в реальном — есть. На том же этаже, в той же школе. Даже парты те же. Электронный журнал тоже не оправдал надежд, и дети по-прежнему носят с собой бумажные дневники. Электронный журнал дает сбой, а бумага с чернилами — нет. Мы вот купили на этот год красивый такой с изображением собачки.
О каких еще новшествах, придуманных министерством, ходили слухи? Шахматы в каждой школе! Не знаю, я в нашей не видела никакого шахматного кружка.
Зато каждый год на выходе из ворот стоит мужчина и раздает всем визитки. Напечатанный номер зачеркнут ручкой и сверху написан новый. Я с ним еще в прошлом году разговорилась. Нет, мужчина не гроссмейстер и даже не мастер, но обучает детей шахматам. Можно с выездом на дом, можно у него. Любое удобное время. Его ученик получил первый взрослый разряд. Тренер им очень гордится и всем про него рассказывает.
Что еще не изменится? Эстакада, которую строят у нас все лето (а до этого два года что-то сначала раскапывали, а потом закапывали), вот-вот будет введена в действие, но кругом бульдозеры, рабочие, земля раскурочена, асфальт кривой. Из-за стройки невозможно проехать к школе, а у нас многие родители привозят детей из соседних микрорайонов. Остался один-единственный въезд и тот вечно перекрыт какой-то бетономешалкой. Обещали закончить к сентябрю, но не успели. Так что опять пробки и родительские нервы.
За неделю до начала учебного года во дворах старшей и младшей школы появились нарядные срубы-избенки. В цветочках, лепесточках. Родители думали, что избушки решили поставить вокруг школьной детской площадки, но ошиблись. Главное событие сентября — выборы мэра. И избушки, в которых появятся пирожки, чай и прочие закуски, не для 1 сентября, а по случаю выборов. Родители первоклассников переживали: а как дети разместятся на линейке, если вокруг будут стоять ларьки? Или их соберут и установят позже? А как быть с еще одной традицией — 11-классники ведут за руку первоклашек в младшую школу? Ларьки ведь прямо на дороге стоят.
Но я точно знаю, что на нашей торжественной линейке запустят шарики в небо под традиционный гимн Москвы авторства Дунаевского «Дорогая моя столица», а не под «Москва, звонят колокола». Директор школы любит Дунаевского и не очень — Газманова. На торжественной линейке не один 11-классник будет нести на плече девочку-первоклашку с колокольчиком, а пять или шесть ребят с детьми на плечах, включая мальчиков. В нашей школе дают позвонить всем, кто хочет, тоже такая традиция.
И родители будут плакать и улыбаться. И они сметут с прохода все ларьки, чтобы дать детям начать новый учебный год. Стоять на линейке, смотреть, как шары улетают в небо (естественно, в правом от козырька окне шары обязательно застрянут и их будут выпихивать старшеклассники, так бывает каждый год, все уже смирились с «проклятием правого окна»). Дети будут обниматься с учительницей и драться букетами. А мамы, отправив детей на первый урок, чему бы он ни был посвящен, соберутся в местном кафе. Это «дворовое» заведение за неделю до учебного года вывесило объявление: «3 сентября при заказе любого блюда всем мамам школьников бокал вина в подарок». Грамотный маркетинговый ход? Вовсе нет. Просто у хозяина кафе в этом году младший сын идет в 1-й класс, а старший — в 5-й. И он знает, что нужно взрослому человеку, чтобы пережить начало учебного года.
А у меня в этом году только один ребенок идет в школу и это тоже странно и непривычно. Сын поступил в университет. Но он пообещал, что все-таки успеет отвести младшую сестру на линейку, хотя уйти ему придется значительно раньше. Ведь это тоже традиция. Наша семейная.