Правообладатели идут за ссылкой
Какие убытки приносят видеопираты
«День X» для «Яндекса» настал: Роскомнадзор может заблокировать видеосервис компании. Ведомство требует, чтобы «Яндекс.Видео» прекратил показывать пиратский контент. В суд с такой претензией обратилась компания «Газпром-медиа». В «Яндексе», впрочем, решили повысить ставки: обвинения они отрицают и обещают обжаловать постановление суда. «Коммерсантъ FM» пообщался с участниками этой истории и выяснил, сколько денег теряют лицензионные игроки, и чем может закончиться конфликт. Подробности — у Ивана Якунина.
Российская кинокомпания «Царь Pictures» в прошлом году сняла фильм «Максимальный удар» с Дэнни Трехо в главной роли. Бюджет — $10 млн. Было решено разместить фильм в онлайн-кинотеатрах по подписке, но много заработать его создатели не смогли, потому что «пираты» скачали фильм и разместили на своих платформах, рассказывает президент «Царь Pictures» Александр Изотов: «При размещении на лицензионных сайтах работа ведется по роялти за каждый просмотр фильма. Это, в общем-то, небольшие деньги.
Все зависит от того, как отслеживается "пиратка" в интернете.
Есть целый ряд компаний, которые этим занимаются, но это требует времени и, конечно же, денег. Случается, что затраты на мониторинг превышают доход от правообладания».
«Коммерсантъ FM» решил поискать фильм «Максимальный удар» в сервисе «Яндекс.Видео» — 100 первых ссылок вели на пиратские ресурсы. Поисковик не несет за это ответственности, а блокировка сервиса не решит проблему, сказал пресс-секретарь компании Илья Грабовский: «Требования блокировки не распространяются на поисковики. Система работает так уже давно. Сейчас же в ответ на обращение телеканалов Мосгорсудом были вынесены определения, кардинально противоречащие его собственной, ранее сложившейся практике по этому вопросу. Что еще хуже, они не решают проблемы спорного контента, а ведь ресурсы с ним будут доступны в других поисковых системах».
Но компания «Газпром-медиа» с этой логикой не согласна. Там считают, что «Яндекс» не должен выдавать ссылки на пиратские ресурсы. Туда недавно утекли четыре новых сериала ТНТ, а компания совсем недавно запустила свой платный сервис для их показа.
Но проблема масштабнее. Еще в мае гендиректор онлайн-кинотеатра Ivi Олег Туманов подсчитал, что «Яндекс» дает десяти главным пиратским ресурсам 80% трафика. И кому решать эту проблему, как не поисковику, продолжает его заместитель по правовым вопросам Михаил Платов: «Мы считаем, что деятельность, которую ведет сервис "Яндекс.Видео", можно отнести к деятельности так называемых информационных посредников, которые предоставляют пользователям возможность получения доступа к материалам, охраняемым авторским правом. При бездействии сервис может быть привлечен к материальной ответственности».
Пока ситуация идет на обострение: суд постановил в качестве обеспечительной меры заблокировать крупнейший российский видеоресурс, если только компания до вечера 30 августа не уберет пиратские ссылки или не убедит суд в обратном. В Минкомсвязи следят за разбирательством, заявил «Коммерсантъ FM» замминистра Алексей Волин. И, по его словам, пока в ведомстве видят только одно решение: «Просто нужно сесть и договориться друг с другом о том, кто какой трафик будет потреблять, и как на этом вместе зарабатывать.
Если работать, базируясь исключительно на высоких принципах, то они являются плохой основой долгосрочных отношений.
Основой для долгосрочных отношений является взаимный интерес».
Возникает вопрос, о чем договариваться. Правообладателей больше всего волнует, что легальные сервисы в выдаче — далеко не первые. Начать стоит с этого, полагает начальник юридического отдела интернет-кинотеатра TVzavr Александр Рылев: «Поисковая система в первых рядах выводит те сайты, которые наиболее популярны по просмотрам. Пользователи любят смотреть, что называется, на халяву, и эти пиратские сайты появляются на первом месте. И их нужно оттуда убирать. А как это делать? Создавать, наверное, список легальных ресурсов».
О каких убытках может идти речь? Один из создателей «антипиратского закона», гендиректор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин приводит любопытные данные. Выручка Ivi, крупнейшего онлайн кинотеатра, — 2,5 млрд руб. за год, а пиратские ресурсы, по его словам, совокупно зарабатывают в два раза больше: «Мы сходимся на оценке $70-80 млн в год в качестве заработка "пиратов" в рунете. Эта цифра немаленькая, и она сопоставима с оборотом крупных компаний. Очень хотелось бы, чтобы этим заинтересовалась наша Федеральная налоговая служба и вместе с нашими силовыми структурами попробовала разворошить этот "улей"».
Сейчас сервису «Яндекс.Видео» грозит как минимум 15 суток блокировки. Это, судя по официальной позиции компании, ее пока не очень пугает. Так что, возможно, в интернете появится новый символ цифрового сопротивления. Правда, в отличие от Telegram, «Яндекс» вряд ли будет готов прекратить работу на территории России.
Уведомление о блокировке «Яндекс» получил в вечером 27 августа. Замглавы Роскомнадзора Вадим Субботин заявил журналистам, что компании предложили подписать меморандум о борьбе с пиратством в Интернете, однако она его проигнорировала.