Твердые согласные
Минфин представил РСПП идею соглашений о защите внутренних инвестиций
Первый вице-премьер Антон Силуанов представил РСПП пакет мер по стимулированию частных инвестиций, созданный по итогам полемики вокруг августовского письма помощника президента Андрея Белоусова президенту Владимиру Путину. Среди них — проект закона, описывающего соглашения о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), прямое частное софинансирование бюджетной инфраструктуры, в том числе из прибылей новых проектов, стимулирующие меры ЦБ в банках, тарифные гарантии. По самой идее СЗПК еще нет полного согласия в Белом доме. Нет его и в РСПП, поскольку схема ограничивает возможность акционерных займов новым проектам. Торопиться с идеей не предполагается — постановление Белого дома о СЗПК ожидается через год.
Участие президента РСПП Александра Шохина в заседании правительства в четверг, 6 сентября, продолжилось совещанием в союзе рабочей группы по реализации новых инвестпроектов с участием Антона Силуанова и помощника президента Андрея Белоусова. На нем РСПП были представлены новая рабочая версия плана Белого дома по ускорению темпов роста инвестиций в основной капитал и повышению до 25% их доли в ВВП, а также пакет законопроектов, связанных с новой идеей Минфина — СЗПК (есть в распоряжении “Ъ”) — как базовой схемой стимулирования инвестиций до 2024 года.
Напомним, режим СЗПК (см. “Ъ” от 31 августа) разрабатывался в Минфине под руководством замминистра Андрея Иванова после отказа от расширения режима специнвестсоглашений (СПИК 2.0) и стал неожиданно уместным после августовского острого обсуждения членами РСПП письма Андрея Белоусова президенту о «сверхприбылях» несырьевого экспорта и стимулировании инвестиций. В итоге в течение нескольких недель СЗПК, разрабатывавшийся в консультациях с РСПП и компаниями, обрел форму законопроекта и претендует на роль центрального элемента промышленной политики. Единого мнения об уместности нового специнвестрежима в Белом доме нет, “Ъ” известно мнение представителей финансово-экономического блока правительства, считающего СЗПК спорной разработкой, де-факто предоставляющей по итогам обсуждения «письма Белоусова» крупным инвестпроектам избыточные льготы. Обсуждение СЗПК, представленного РСПП первым вице-премьером, внесено в план «25% инвестиций в ВВП», хотя и в статусе долгосрочной идеи — пилоты по проектам рабочей группы планируются с марта 2019 года, принятие ФЗ о СЗПК — к июлю 2019-го, постановление правительства, делающее механизм СЗПК работающим и общедоступным для крупных инвесторов,— в августе 2019-го, то есть фактически через год.
Осторожность с СЗПК правительства при поддержке схемы понятна при знакомстве с текстом пакета (это законопроект, поправки к Налоговому и Бюджетному кодексам и др.): это очень крупное изменение в инвестрежиме РФ. Как уже писал “Ъ”, его логика близка к логике СРП 1990-х, хотя «раздела продукции» в нем нет, а единственной прямой «материальной» льготой для инвестора в нем является опция инвестирования налоговых платежей от нового проекта на определенный срок в необходимую для него инфраструктуру (оформляется как федеральная субсидия по факту подтвержденных ФНС уплаченных налогов). В реализации схемы основное участие в отборе проектов (который, впрочем, формален — проекту необходимо соответствовать критериям закона, чтобы подписать с Российской Федерацией СЗПК) будут принимать Минфин, Минэкономики, в разработке схемы также участвует АНО «Инвестиционно-технологическое развитие» (совместный проект фонда «Сколково» и Фонда развития промышленности Минпромторга), которое тоже, видимо, предполагается важным участником процесса.
В пакете есть поправки к Бюджетному кодексу, реализующие для отдельных элементов схемы СЗПК механизм внешнего финансового аудита, а также ВЭБа и Российского фонда прямых инвестиций как агентов правительства по заявкам на инфраструктурные проекты.
Гарантии инвесторам в законопроекте о СЗПК крайне подробны. РФ как сторона соглашения (на этой стороне соучастником со стороны государства может быть и региональная власть) может отказаться от него только в случае банкротства проекта или если «продолжение реализации проекта может привести к нарушению основ конституционного строя, конституционных прав граждан, обеспечения обороны страны и безопасности государства». В версии, представленной РСПП, минимальные собственные инвестиции инвестора в проект — 3 млрд руб. (при бюджете проекта не менее чем в 10 млрд руб.), допускается коллектив на стороне инвестора и создание спецкомпании (SPV), привлечение в проект в том числе средств российских и иностранных негосударственных пенсионных фондов, суверенных фондов других стран (окно возможностей для РФПИ). Госкомпании могут подписывать СЗПК, но лишь в партнерстве с частными структурами. Широчайшие гарантии стабильности закон о СЗПК дает на шесть лет при инвестициях до 30 млрд руб. (и еще шесть лет при реинвестировании) и на 12 лет для более крупных. В рамках же СЗПК возможно и гарантирование госзакупок не более 30% продукции инвестпроекта, и долгосрочный регуляторный контракт по тарифам — его разрабатывает Минэкономики. Список условий, гарантируемый СЗПК, фиксируется в договоре.
Впрочем, ограничивающие инвесторов моменты в проекте закона есть. Так, не допускается участие в СЗПК инвестора из офшоров и его прямых «дочек» (доступ к режиму резидентов из создающихся в РФ «внутренних офшоров» неочевиден). СЗПК нельзя подписать по уже действующему СПИК и в проектах ТЭКа. Но главный вопрос к режиму — это обязательное инвестирование средств в капитал: акционерные займы в финансировании не учитываются, между тем для большинства групп—членов РСПП это общераспространенный способ защиты инвестиций в РФ: вокруг этого пункта с большой вероятностью возникнут споры. Наконец, важным положением проекта закона является принципиальный отказ РФ как стороны соглашения гарантировать инвестпроекту в его рамках какую-либо прибыль или даже рентабельность. В этой оговорке явно демонстрируется суть будущего внутриправительственного спора о СЗПК: с одной стороны, очень многие инвесторы ориентируются на государство как на механизм обнуления рисков, с другой — предложенные механизмы выглядят как нечто, легко превращающееся в главный инвестрежим, с третьей — полной «автоматизации» отбора инвестпроектов (сейчас его предполагается реализовать грандиозным расширением механизма постановления правительства №1119 от 30 ноября 2014 года о технопарках и промышленных парках) добиться все равно не удастся, и это создает высочайшие коррупционные риски.
Но СЗПК — не единственный механизм стимулирования инвестиций, представленный Антоном Силуановым РСПП.
Так, к февралю 2019 года ФНС и Минфин могут предложить частично альтернативный СЗПК механизм «стабилизационной оговорки» для инвестпроектов компаний, ведущих по ним обособленный учет. К январю 2019 года предполагается разработать (в том числе с участием механизма внешнего финаудита) механизм софинансирования по схеме «50 на:50» инвестпроектов с участием бюджетных средств и прямого участия частных инвестиций в бюджетных расходах «при реализации государственных задач».
Минфин также намерен обратиться в феврале 2019 года в ЦБ с предложением стимулировать инвесткредитование специальными значениями риск-весов по кредитам таким проектам при расчете нормативов достаточности капитала банков, спецнормативами концентрации риска на заемщика и даже изменением нормативов ликвидности. Дискуссии Минфина на эту тему с ЦБ, отметим, вряд ли будут простыми — как и в целом обсуждение идеи СЗПК, остающейся пока самой масштабной инвестидеей Белого дома за последние годы.